Как воспитывают детей в семье православного священника
Ирина Аврамова – жена священнослужителя, мама четверых детей, музыкант и волонтер.
Ирина Аврамова – жена священнослужителя, мама четверых детей, музыкант и волонтер. Вся ее жизнь – бесконечный творческий процесс: она поет, музицирует, сочиняет песни, готовит концерты, спектакли, преподает в воскресной школе. Но основное занятие многодетной мамы – служение «домашней церкви». В интервью «Вечерке» она рассказала о становлении и традициях семьи.
«Музыка звучит во мне постоянно»
Ирина Владимировна, расскажите, как начиналось ваше знакомство с музыкой?
– Хотелось бы сразу отметить, что музыкантом в общеупотребительном смысле слова я так и не стала – регулярно не концертирую, не выставляю свое творчество напоказ, но с самого детства и до сегодняшнего дня музыка не просто сопровождает мою жизнь – она звучит во мне постоянно.
Это инструмент самопознания, познания мира, людей, чувств. Бывать в мире звуков очень отрадно – сразу успокаиваешься, заряжаешься положительными эмоциями, создается определенный настрой.
Для меня знакомство с музыкой началось с семьи: мама очень любила петь, папа играл на баяне, они часто исполняли музыкальные произведения в 2 голоса, и я много песен слышала с тех пор, как себя помню.
Однажды в детском саду увидела фортепиано и была восхищена этим инструментом: внимательно слушала, как играет музыкальный руководитель, и с удовольствием пела. С тех пор стала мечтать о том, чтобы мне его подарили.
Мечта воплотилась в реальность?
– Да, инструмент у меня появился, но немного позже. Помог случай – когда я училась во 2‑м классе, к нам пришел педагог по фортепиано из музыкальной школы и предложил желающим записаться на это направление.
Нужно ли говорить, что я сразу же это сделала и стала прилежно учиться. Когда родители увидели, что все серьезно, они купили мне инструмент. Лет в 11 у меня возникла потребность выражать свои мысли музыкально, я стала импровизировать, а после и писать песни. Со временем их накопилась целая тетрадка.
В музыкальной школе так и продолжали учиться?
– Музыкальную школу я посещала по времени даже больше стандартного курса – 8 лет вместо 7. После окончания полного курса еще год ходила на занятия для того, чтобы подготовиться к поступлению в училище.
В этот период часто выступала как вокалистка и бард-исполнитель, участвовала в различных конкурсах в Волгограде и других городах. Затем новый этап – училище искусств им. Серебрякова.
Начинала с вокального отделения, через некоторое время перевелась на дирижерско-хоровое и успешно его окончила. Параллельно с учебой исполняла в клубах современную музыку, была вокалисткой в группе, которую организовал мой муж со своими друзьями.
Муж тоже имеет отношение к музыке?
– Мы как раз и познакомились с ним в училище искусств – он учился на отделении народного пения. Впервые увидел меня на сцене – я исполняла свою авторскую песню.
При первой возможности познакомился. Как раз в тот момент они с ребятами создавали группу, и он предложил войти в состав в качестве вокалистки. Так и стали вместе работать в музыкальных клубах.
Мир православия
Как так случилось, что муж сменил музыкальное поприще на духовное?
– Среди наших знакомых было множество музыкантов, один из них помогал иеромонаху, отцу Владимиру, записывать альбом. Потребовался гитарист, и мужа пригласили для участия.
Он ближе познакомился с батюшкой, который затем стал нашим первым духовником и, можно сказать, ввел нас в мир православия.
Мы стали очень интенсивно посещать воскресную школу. По благословению батюшки муж поступил в духовное училище, успешно его окончил и далее продолжил учебу в Царицынском православном университете.
Затем защитил кандидатскую диссертацию в Троице-Сергиевой лавре. Вернувшись в Волгоград, стал работать в сфере духовного образования при Православном университете.
Через некоторое время написал и защитил магистерскую диссертацию по педагогическому направлению. Нужно добавить, что до этого у него уже был диплом по специальности инженер-химик.
Вы с такой теплотой и гордостью говорите о своем муже… Чувствуется, что во всем его поддерживаете. Весь путь духовного становления прошли вместе?
– Я не сторонник рассказывать подробности личных отношений, но могу сказать одно – если бы не мой муж, меня такой сегодня точно не было бы. Я благодарю его за все, что он дал нашей семье.
В настоящее время муж – настоятель Крестовоздвиженского прихода в Волгограде. Что касается меня, то я тоже поступала в Православный университет, но программу до конца не закончила – родилась моя старшая дочь и я переместилась в мир детей.
Нисколько не пожалела об этом – их у нас четверо, и хотелось постоянно наблюдать за развитием каждого ребенка, не упустить ни дня.
Но музыкой так и продолжали заниматься?
– Несмотря на то, что на долгие годы я погрузилась в мир детей, музыка никогда не исчезала из моей жизни – все так же продолжала музицировать, писать песни и петь на клиросе. Иногда, вместе с воскресной школой, мы с детьми участвовали в концертах, организовывали номера, исполняли их.
Этим занимаюсь и по сей день. Сейчас у меня полноценная занятость – работаю педагогом-универсалом в воскресной школе: веду беседы, рукоделие, музыку.
Также мы создаем театральные постановки, где я пою, сочиняю музыку для детей, организовываю исполнение песен, стихов. Композиции собственного сочинения исполняю в стенах дома.
Меня это нисколько не смущает, потому что я ответила себе на вопрос, зачем я пою и для чего мне нужна музыка, – это моя арт-терапия.
«Доченька-цветоченька» и «сыночка-картиночка»
Наверняка дети тоже занимаются творчеством, ведь с самого рождения слушали ваши песни?
– Мне 42 года, и я жена священника. Какое бы ни было у меня образование, я в первую очередь должна благоустраивать домашнюю церковь. Это самое главное мое занятие.
Муж служит церкви, которую учредил Господь, в своем приходе, а я – церкви, которую мы с ним создаем сами, в своей семье.
Что касается детей, то о них я могу говорить бесконечно, ведь каждый ребенок по‑своему уникален. Старшей дочери Елизавете 18 лет, она студентка. Всегда хорошо училась и, помимо общеобразовательной школы, окончила воскресную, а также музыкальную по классу флейты.
Лиза много читает, прекрасно рисует, занимается фотографией. Она главная помощница по дому и с младшим ребенком. 14‑летний Дионисий очень увлекающаяся натура. С 5 лет писал книги: им были исписаны и изрисованы листочки, которые я склеивала и оформляла.
До тех пор, пока не научился писать сам, надиктовывал свои мысли и мы их записывали. Однажды создал для маленькой сестренки методическую литературу, просил не отдавать ее в 1‑й класс, уверял, что сам будет обучать.
До сих пор это увлечение осталось – сейчас пишет книги о битмейкерстве, создает электронную музыку, сочиняет к ней тексты. Очень погружен в это занятие. Он самый спортивный ребенок – в детстве ходил на самбо, сейчас посещает футбол.
Младшая дочь – 10‑летняя Серафима, очень любит петь, может часами заниматься творчеством, с удовольствием читает книги о животных, сочиняет рассказы.
Самый маленький – 2‑летний Федор. Мы еще только начинаем с ним знакомиться. Очень изобретательный мальчик, придумывает много изощренных способов познания мира.
Дети забирают много энергии: необходимо организовать их день, успеть посетить кружки, секции, проконтролировать выполнение уроков, привлечь к домашнему труду, стимулировать духовные делания.
Везде нужна мама – ее внимание, сочувствие, сострадание, где‑то – строгое слово. Музыка, безусловно, дает мне необходимый заряд, она всегда со мной, со всеми нами. Кроме того, я считаю ее важным условием для детского развития.
Расскажите подробнее, что подразумевается под служением домашней церкви?
– Это отдельная стезя – помимо каких‑то повседневных организационных дел, передо мной стоит задача познакомить детей с верой и ее историей.
Мы много беседуем, по воскресеньям проводим семейные вечера, на которых каждый представляет свою программу, читаем духовные книги или Евангелие.
У нас есть общее молитвенное правило – дети посильно помогают в храме: девочки поют на клиросе, старший сын помогает в алтаре.
Какие традиции сложились в вашей семье?
– Как правило, все они приурочены к семейным событиям и временам года. Зимой у нас центральный праздник – Рождество. К нему идет большая подготовка.
Это очень жаркое время: проводятся репетиции, концерты, театральные постановки, в которых мы участвуем. Праздник получается публичным, а тесным семейным кругом есть возможность собраться только на Новый год.
Как правило, мы дома служим молебен, готовим семейную программу, садимся вместе за стол, общаемся и получаем от этого огромное удовольствие.
Весной, во время Великого поста, тоже происходит много событий. Первая неделя – молитвенная, и мы по очереди посещаем службу.
У каждой недели есть свои традиции, стараемся все их соблюдать: печем крестики, лесенки, освящаем вербы, готовимся к Пасхе. Сам праздник встречаем в храме и дома.
Также весна – это время подготовки к даче, а уже летом начинается дачная жизнь, со всеми ее приятными особенностями: купанием, велопрогулками, пешими прогулками по окрестностям, трудом на земле.
Все дети обязательно участвуют: каждый должен что‑то сделать на огороде или в саду. Осенью отмечаются годовщина свадьбы, детские дни рождения.
О детских днях рождения хотелось бы рассказать отдельно. Для празднования каждого из них существуют свои традиции. Обязательно встречаем этот день по‑разному, определенным образом оформляем комнату.
Лиза, например, у меня имела прозвище «доченька-цветоченька», и поэтому свой день рождения она обязательно встречает в цветах – они раскладываются по комнате, развешиваются на стенах. Сценарий каждый раз продумываем разный, обычно отмечаем на лоне природы.
Денис у меня был «сыночка-картиночка», в день рождения комнату всегда украшаем цифрой с картинками-сюжетами из его жизни. Серафиму Лиза у нас ласково назвала «Ангелочек Серафим», и у нее обязательно висит картинка с ангелом, а также воздушные шары, которые она очень любит.
Дети заранее пишут список подарков, а мы покупаем сюрпризом что‑то из этого списка.
Помогать другим
Ирина Владимировна, есть ли у вас какие ‑ то творческие планы на будущее?
– В первую очередь, продолжать музыкально-педагогическую работу в воскресной школе и дома. Так как люблю во всем порядок, и творчество – не исключение, планирую на своей страничке в соцсети постепенно собрать все авторские песни.
Также стала заниматься волонтерством. Мечта помогать людям в каких‑то трудных ситуациях была давно, и это желание сбылось – я стала волонтером.
Однажды узнала, что можно эффективно помогать больным детям в соцсетях – у знакомой случилась такая проблема с сыном и она попросила поддержать публикацию лайками и другими видами активности. Когда через некоторое время сбор на лечение ребенка закрылся, я была очень удивлена и рада.
Во второй сбор я вступила, увидев публикацию об Илюше Шахове, мальчике с тяжелым заболеванием под названием «спинальная мышечная атрофия». Очень переживала за малыша и попросилась в чат волонтеров.
Именно в этом сборе я научилась премудростям поддержки аккаунта больного ребенка. Болезнь Илюши можно было вылечить только одним способом – уколом стоимостью 150 млн рублей. Сейчас сбор средств благополучно закрыт.
Такое же дорогостоящее лекарство требуется 3‑летнему Вадиму Сорокину из Волжского. У мальчика тоже диагноз «СМА», и жизнь малыша зависит от спасительного укола. Мы очень надеемся, что люди не останутся равнодушными и нужная сумма будет собрана.
Ирина Марченко. Фото героев публикации.
P. S . Для желающих помочь маленькому волжанину публикуем реквизиты счета его мамы, Сорокиной Лилии Александровны. Номер карты Сбербанка: 5336690317903757, онлайн-перевод через систему быстрых платежей: 79053303431.
Последние новости
Игра «Суд присяжных заседателей» в Волгограде
Студенты погрузились в мир правосудия на специальной игре.
Новые инициативы в Волгограде: улучшение городской инфраструктуры
Городские власти запускают масштабные проекты для повышения качества жизни жителей.
Прощание с Таисией Яковлевной Крайновой
Светлая память о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь образованию и обществу.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку