Александр Резников о патриотическом воспитании в Волжском, запрете на гаджеты и новых стандартах
Первосентябрьские линейки в этом году прошли с патриотическим уклоном. И каждая неделя в школах теперь будет начинаться с выноса российского триколора и тематического классного часа.
Первосентябрьские линейки в этом году прошли с патриотическим уклоном. И каждая неделя в школах теперь будет начинаться с выноса российского триколора и тематического классного часа.
Что думают по этому поводу в городском Управлении образования, какой ключик будут находить к ученикам с протестным настроением и куда денутся мобильные телефоны? Ответить на эти вопросы мы попросили главного педагога Волжского Александра Резникова.
Обратиться к истокам Александр Резников, начальник управления образования Волжского– Александр Николаевич, насколько оправданны «патриотические» нововведения в школах?
– Патриотика должна быть всегда. Это одно из базовых понятий педагогики. И патриотическое отношение должно быть не только к Родине, но и к семейным ценностям, например, и много к чему. Можно учить математике, а можно воспитывать через математику. С её помощью формировать личность, так же, как и посредством других предметов. Обучение математике – не самоцель. Ребёнку может и не пригодиться высшая математика, но помочь ему стать нравственно воспитанным человеком, понимающим систему ценностей и умеющим мыслить, – это главная задача педагога.
– То есть вы считаете все эти моменты, связанные с выносом знамени, пением гимна и проведением регулярных тематических бесед, своевременными?
– Я думаю, что мы с этим опоздали лет на 30, наверное. В советской школе подобное практиковалось. У пионерии и комсомола была идеология, политинформации проводились – дети готовились к ним, читали газеты, вырезали заметки… Всё это объединяло. Но в 90-е годы всё обрушилось. Я тогда работал в гимназии, и мы придумывали герб нашего учреждения и флаг для того, чтобы у нас была идеология. То, что всё это вернули, – правильно. Я рад, что мы начали обращаться к истокам государственности.
Ребёнок обязан понимать, где он, кто он, в какой стране живёт, насколько любит город, в котором идёт его становление. Вообще, патриотизм надо воспитывать с дошкольного возраста. И мы на совещании с руководителями детских садов говорили о том, что в подготовительных группах тоже можно этим заниматься.
– Есть ли методички, регламентирующие нововведения, или всё это будет отдано на усмотрение педколлектива каждой школы?
– Да, у нас есть инструкции. Министерство просвещения подготовило методические рекомендации, они сейчас есть в каждой школе. В понедельник мы должны поднимать флаг, в пятницу – его спускать. Но я сейчас не говорил бы о некоем действии – поднять-опустить. Речь идёт о закладывании новой государственно-патриотической традиции в образовательных учреждениях. Например, в Японии поднятие флага имеет настолько глубокие корни, что это не кажется чем-то из ряда вон выходящим. В американских школах поднятие флага и пение гимна тоже является совершенно естественным. Ситуация, которая сегодня возникла в нашей стране, показала, что у нас очень много проблем с воспитанием детей, на которые мы раньше не обращали внимание или просто не хотели замечать. Попытка решения этих вопросов должна быть.
– Каким образом всё будет организовано в школах, ведь не у всех есть на улице флагштоки? Как быть в холодное время года?
– Поднятие флага – общешкольное. Это может быть на улице, если погода позволяет, либо в спортивном зале, либо в большой рекреации, если есть флагшток. Либо это будет вынос триколора знаменосцами. Если этого пока в школах нет, методички позволяют «вынести» развивающийся флаг на техническое средство (экран, интерактивную доску). Так теперь будет начинаться каждая неделя. Впрочем, всё это появилось не на пустом месте. Уже несколько лет назад в каждом образовательном учреждении при входе должна была размещаться символика – герб, флаги – государственный, Волгоградской области, Волжского. Обязателен стал и гимн. А первым уроком в понедельник будет «Разговор о важном».
Поднятие флага России в школа №6. Фото: Волжская городская Дума– О чём предполагается говорить на этом первом уроке, и кто будет его вести?
– Сценарии уже разработаны, на каждую неделю – своя тема. Есть ярко выраженные патриотической направленности – «Наша страна – Россия», «Символы России», а также культурного характера – «День музыки», «160 лет со дня рождения К. С. Станиславского», «День матери». Уроки могут проводить как классные учителя, так и педагоги-предметники, преподающие историю, обществознание.
– Ребятам младшей школы всё это будет интересно. А как быть с подростками, которые вошли в тот возраст, когда отвергают всё и вся?
– Вы неправы в том, что у подростков идёт отторжение всего. У них на самом деле происходит серьёзное и глубокое постижение мира. Они просто чувствуют фальшь, недоказуемость или необъяснённость некоторых процессов. И тогда у них начинается агрессия. Но если вы с ними разговариваете, если даёте возможность им высказаться, поспорить с вами, то отторжения не будет, наступит понимание. И даже скажу парадоксальную вещь: наступает обоюдное понимание, и ребёнок начинает понимать взрослого, и взрослый лучше понимает ребёнка. Да, протесты у детей бывают, но мы не анализируем, из-за чего это идёт. Мы же тоже с вами отращивали длинные волосы, надевали джинсы, подражали кому-то. Это постижение мира. Мы сейчас не говорим о том, что должна быть идеология тоталитарного государства. Ничего подобного. Но отрицание своей Родины – это же преступление, за этим пойдёт отрицание семейных ценностей, нравственности… Задача педагога – вступить в диалог с ребятами с точки зрения их восприятия мира, патриотизма. И не делать это в качестве жёсткой директивы, а включить процесс понимания.
Телефоны — на переменах– Ещё один вопрос, который сегодня очень волнует многих родителей, – это запрет использования сотовых телефонов на уроках в школах…
– В законе прописано, что каждое образовательное учреждение фиксирует порядок пребывания учеников в школе, начиная от их внешнего вида до использования гаджетов. Других документов нам не поступало. Министр образования говорил о том, что использовать телефоны на уроке нельзя, но на переменах – можно. Телефоны не будут изыматься, об этом речи не шло. Мы говорим о неиспользовании гаджетов на уроке, пусть они лежат в портфеле. Когда мы приходим в театр и нас просят отключить у телефонов звук, это же всеми воспринимается нормально. Так и в школе, телефон на уроке неуместен. В школах Санкт-Петербурга, например, есть этажерки в классах, куда ребята кладут телефоны при входе, а по окончании урока забирают. Ребёнка ничего не должно отвлекать от учебного процесса. А на перемене – пожалуйста, пользуйся своим гаджетом.
– Какие ещё изменения произошли в новом учебном году?
– С 1-го по 5-й классы вводятся обновлённые федеральные государственные стандарты. Самое основное касается разделения по предметным областям и второго иностранного языка. Если раньше в аттестат шли предметы «История России» и «Всеобщая история», то теперь только «История». А в предмет «Математика» теперь входят «Алгебра», «Геометрия», а также «Вероятность и статистика». В основной школе (5–9 классы) отменили обязательный второй иностранный язык. Сейчас это касается тех учеников, которые пошли учиться в 5-й класс, а для 6–9 классов пока норма продолжает действовать.
Елена ДунюшкинаПоследние новости
Возобновление работы сервиса «Электронное правосудие»
Теперь жители Волгоградской области могут подавать обращения в суд в электронной форме.
Приговор за незаконное хранение оружия в Камышине
Суд признал Дениса Т. виновным в покупке и хранении нелегального огнестрельного оружия.
Капитальный ремонт многоквартирных домов в Волжском
В следующем году в городе запланированы масштабные работы по ремонту жилых зданий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований