Как проходит обучение в «перевернутом классе»?

Образование – область бесконечного поиска и экспериментов. Меняется жизнь, должны меняться и подходы.

Образование – область бесконечного поиска и экспериментов. Меняется жизнь, должны меняться и подходы. Мы привыкли, что в школе учитель объясняет тему, а дома ребята закрепляют материал. А что если делать ровно наоборот? Подробнее о методе «перевернутого класса», который берут на вооружение все больше российских педагогов, рассказывает Ирина Баулина – сотрудник МГЛУ им. Мориса Тореза, преподающая историю, общество и политику современного Израиля на онлайн-курсе для детей «12 / 13».

 

Специально для прогульщиков?

Расскажите, что представляет собой обучение по принципу «перевернутого класса»?

– Обычная методика преподавания предполагает следующую последовательность: учитель дает на уроке новый материал, а дома ученики его отрабатывают, пишут упражнения, составляют таблицы, решают уравнения. Если, конечно, они все поняли или родители в состоянии им объяснить материал.

Методику «перевернутого класса» предложили учителя химии Джонатан Бердман и Аарон Сэмс в 2007 году. Они начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия. Это оказалось настолько удобным и эффективным, что они решили и дальше работать в этом направлении. Ученикам давались материалы в формате видео, иногда это были тексты или предлагалось смотреть новости, а на уроках проводились опыты, предлагались задания на осмысленную проработку полученных знаний.

 

В чем преимущества такой методики?

– Для учеников плюсами такой системы будет то, что, во‑первых, можно идти своим темпом, не оглядываясь на других, не пропуская важное, ведь видео можно поставить на паузу, пересмотреть еще раз.

Во-вторых, это дает бОльшую вовлеченность в учебный процесс. На урок теперь можно прий­ти с пониманием того, что было не ясно, или с вопросами по существу. То есть все обратно обычному учебному процессу. Интерактивные занятия вовлекают гораздо больше, чем слушание лекции.

В-третьих, у учащихся появляется больше времени на работу в группах, на проекты, которые на уроке проходили уже с пониманием вопроса.

В-четвертых, ученики могут получить помощь и помогать друг другу, что, как известно, очень хороший способ обучения, ведь, объясняя другому, ты сам лучше понимаешь материал.

Для учителей появилась возможность вовлечь большую часть класса в работу, а не только подготовленных и готовых отвечать учеников. Кроме того, в «перевернутом классе» учителя имеют больше возможностей уделить внимание тем, кто действительно нуждается в помощи. Педагог становится ближе, имея возможность вести индивидуальную работу (оказывая помощь) или выстраивая работу в небольших группах.

 

Это альтернатива классическому образованию или один из методов, когда можно осваивать тот или иной предмет дистанционно, а остальные – в школе?

– Преподавание в XXI веке сильно изменилось. Само понятие «классического образования» уже не столь очевидно. Цифровизация учебного процесса очень прочно входит в школьную повседневность. Чуть ли не с первого класса ученики садятся за компьютер. Учебные стандарты и, что уж там говорить, привлекательность гаджетов требуют новых подходов. Но это не значит, что надо все переключить в схему «перевернутого класса». Это инструмент. В том числе инструмент мотивации. Сейчас много спорят о необходимости или недопустимости использования смартфонов учениками. Но если посмотреть на то, что говорят учителя, то вы сможете увидеть и комментарии вроде: «А я предлагаю использовать смартфон для учебы».

Ведь есть вещи, которые лучше не рассказывать, а показать: опыт, фильм, и не обязательно именно учебный, можно художественный, но затрагивающий какие‑то проблемы, которые волнуют и которые требуют обсуждения с учениками.

Или возьмем дополнительное образование. Мы на нашем онлайн-проекте «12 / 13» практически используем эту методику – проводим вебинары и видеоуроки. И это очень удобно, ведь наши участники – из разных городов и регионов России, от Владивостока до Волгограда и Калининграда. Их объединяет интерес к еврейской истории и культуре, а других может объединять интерес к физике или геологии. При этом есть достаточно много открытых бесплатных проектов, которые предлагают видеоуроки или вебинары – любой учитель может это использовать, чтобы не перегружать свой учебный план и одновременно давать ученикам возможность расширять свои горизонты.

 

Дополнительная мотивация

На ребят какого возраста рассчитан такой подход?

– Это подходит для учеников средней школы, начиная с 7‑го класса. У нас есть ученики 10 и 11, 12 и 13 лет, и они отлично ориентируются, задают вопросы. Просто в большинстве своем в этом возрасте, как мне кажется, сложнее переключиться с «игры», которую предлагают в начальной школе по «классической методике», на действительно самостоятельную работу. И здесь им нужна помощь, поддержка родителей, учителей.

 

В ходе общения напрямую можно задать уточняющие вопросы, если чего‑то не понимаешь. А как задать вопрос, если ты просматриваешь вебинар?

– В случае вебинара есть возможность задать вопрос по ходу занятия в специальном поле, вебинарная платформа это позволяет. Когда мы пользуемся форматом видеоурока на лекциях курса «12 / 13», то мы предлагаем присылать преподавателю свои вопросы прямо во время урока. Для того чтобы коммуникация была проще, мы чередуем видеоуроки и вебинары. Это несколько разные форматы обучения, как лекция и семинар, но ребятам полезно овладеть разными форматами.

 

Не кажется ли вам, что образование онлайн доступно только тем ребятам, которые исполнительны и очень организованны? Многие ведь и домашнее задание делают через раз. Если ты не пройдешь тему – что будешь делать на выездной школе?

– Проблема самоорганизации – она глобальна, особенно если говорить о нашем целевом возрасте (11‑14 лет). Частично эту проблему решают с помощью групповых заданий, ведь если ты не выполнил свою часть – ты подвел всех. С выездными школами: во‑первых, чтобы попасть на них, надо набрать необходимое количество баллов, а для этого надо участвовать в вебинарах, задавать хорошие вопросы, проходить тесты, делать свой проект.

Кроме того, это как раз дополнительная мотивация – поездка в выездной лагерь и знакомство с новыми ребятами. Кроме тяги к знаниям (да, есть такие уникальные подростки, которые осознанно тянутся к знаниям), у детей есть желание выйти в большой мир, показать себя, увидеть и узнать что‑то за пределами своего двора и школы. Они обзаводятся друзьями, которым интересны те же проблемы, что и им. А что это будут за темы – национальные традиции, испанский язык или биология – это вопрос уже другой. Главное, что они становятся частью сообщества, «как взрослые» ездят в летние школы, на сборы. На моих глазах довольно «средненькие», по словам их педагогов, тихие ребята раскрывались, показывали скрытые качества и таланты именно в таких выездных лагерях, в новой обстановке и с новыми людьми.

 

Главное – не зацикливаться

Можно ли и нужно ли все образование перевести на такие рельсы?

– Сейчас много говорят про цифровизацию. Про то, что скоро учитель станет только ментором или тьютером и мы откажемся от всего, что мы понимаем под «классическим образованием». Но лично я вижу в учительских задачах нечто большее, чем передача информации и инструкций по типу: «о,кей гугл, когда была столетняя война?».

 

Какие еще методики представляются вам наиболее перспективными?

– Мне кажется, что самое главное, это не зацикливаться на чем‑то одном. Я помню, меня учитель истории в свое время научил писать конспекты. Это помогло мне вычленять главное из устной речи, на уроках литературы мы много писали планов – это помогает в работе с текстами. Я много работала в неформальном образовании и полюбила уроки-полемики или дебаты, где мы обсуждаем неоднозначные вопросы (например, по текстам, прочтенным дома). Это как с преподаванием языка: будешь только зубрить тексты, вряд ли продвинешься в разговорном жанре, а будешь только смотреть кино, запустишь грамматику.

Юлия Казанджан. © Фото Сергей Каширский.

Последние новости

Игра «Суд присяжных заседателей» в Волгограде

Студенты погрузились в мир правосудия на специальной игре.

Новые инициативы в Волгограде: улучшение городской инфраструктуры

Городские власти запускают масштабные проекты для повышения качества жизни жителей.

Прощание с Таисией Яковлевной Крайновой

Светлая память о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь образованию и обществу.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Миассе, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *