Психотерапевт рассказала волгоградцам, что музыка делает детей умнее
По статистике 75 % российских школьников посещают дополнительные занятия.
Пища для мозга
– Анна, не пора ли сделать музыкальное образование для всех обязательным – и тогда наше общество значительно прибавит в интеллекте?
– На мой взгляд, отличная идея! Современные исследователи, изучающие роль музыки в развитии и воспитании ребенка, как раз и ратуют за то, чтобы музыка заняла свое достойное место среди обязательных наук, как это было в эпоху Возрождения.
Эксперименты в США доказали, что дети младшего школьного возраста, которые учились хуже сверстников, после более углубленных занятий искусством выровнялись в учебе и даже преуспели в математике.
А в Австрии младшим и старшим школьникам уменьшили нагрузку по математике и иностранным, языкам заменив учебные часы уроками музыки.
– И что, результаты такие уж впечатляющие?
– В течение трех лет дети, занимавшиеся по этой экспериментальной программе, показали идентичные знания со своими сверстниками, осваивавшими программу без изменений, а оценки по иностранным языкам у них были даже значительно выше!
– Наука это объясняет?
– Да. Занятия музыкой позволяют держать баланс в развитии полушарий головного мозга, в то время как занятия одними лишь точными науками больше задействуют лишь левое полушарие. Музыка вообще очень сильно влияет на человеческий мозг.
Даже по снимкам МРТ специалисты могут отличить профессиональных музыкантов от тех, кто никогда не занимался музыкой.
– В чем же причина?
– В том, что игра на музыкальных инструментах задействует самые разные отделы головного мозга. Например, у пианистов увеличен отдел, контролирующий движения пальцев, меняется слуховая и зрительная кора, оперативная память, мозолистое тело – «мостик» между правым и левым полушариями.
Подобные изменения в структуре мозга и у других музыкантов. Тут есть такая закономерность: чем раньше ребенок начнет заниматься музыкой, тем сильнее будет меняться строение его мозга.
Минус деменция
– Как этот механизм работает?
– Начну с элементарного. Музыка улучшает слух. После двух лет занятий музыкой у детей улучшается способность выделять звуки речи из фонового шума.
Словарный запас у музыкантов шире, они осваивают иностранные языки достаточно легко.
– Так, а еще какие плюсы у музыки?
– Она способствует развитию эмоционального интеллекта. Люди, занимающиеся музыкой, практически безошибочно считывают чувства собеседника и лучше понимают подтекст речи.
При этом влияние музыки на интеллект человека является пролонгированным.Изучение пар близнецов показало, что у тех из них, кто всю жизнь музицировал, риск деменции оказался ниже, и они сохранили хорошую память даже в преклонном возрасте.
Техника безопасности для рояля с оркестром
– Это серьезные аргументы, чтобы отдать ребенка в «музыкалку», но нет ли у таких занятий противопоказаний? Может, травмы суставов или еще что-то в этом роде?
– Ну, знаете, риск есть всегда и везде. Можно, играя на рояле, умудриться сломать ногу. От травм, конечно, не застрахован никто. Но связаны они по большей части с недостаточным владением правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
Еще один фактор – неумеренные по интенсивности продолжительности занятия: иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Бывает, что и молодые таланты так увлекаются, что готовы репетировать сутками.
– А как правильно выбрать инструмент, подходящий ребенку?
– Инструмент должен соответствовать возрасту ребенка и его физическим возможностям. Игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11‑13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит – легкие еще недостаточно развиты.
Надо обязательно учитывать и здоровье. Так, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, у кого астма. Обращайте внимание на такие вещи – и тогда музыка будет только во благо творчеству и здоровью ребенка.
Плюсы и минусы самых популярных музыкальных инструментов
Фортепиано. Усаживать ребенка младше 5‑6 лет за этот инструмент точно не стоит. Его мышцы еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. И потом, когда юный пианист станет старше, родители обязательно должны следить за тем, как он сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика. И категорически недопустимо заставлять ребенка сидеть за клавишами часами! Он обязательно должен заниматься физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.
Скрипка. Стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке – по этим признакам можно узнать юного скрипача. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.
Гитара. Это относительно недорогой и достаточно компактный инструмент. Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно уже с 5 лет. Но необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.
Флейта. Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме. Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен – в отличие от того же контрабаса.
Аккордеон, баян. Игра на этих инструментах – отличное средство для развития моторики, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений. Но вот вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.
Ольга Сурагина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.Последние новости
Обучение безопасному поведению на водных объектах в Волгограде
Волгоградский комитет гражданской защиты населения запускает новые программы обучения.
Студенты знакомятся с работой судебной системы
Экскурсия в районный суд оставила глубокое впечатление на студентов.
Обучение работников суда по противопожарной безопасности в Дубовском районе
Судебные сотрудники прошли инструктаж по правилам действий при возникновении пожара.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией