Такая счастливая женщина…
В мире происходят вооружённые конфликты и сезонные болезни – это никому не добавляет оптимизма.
В мире происходят вооружённые конфликты и сезонные болезни – это никому не добавляет оптимизма. А если ещё и на работу не хочется, и оттуда еле живым возвращаешься к кухонной «домне», трудно вообще найти хоть какие-то поводы для радости. Директор Антиповской школы Екатерина Талызина – одна из тех, кто знает, как не падать духом даже в самых непростых ситуациях и вывести отношения с окружающими на новый уровень. Вкуснейшие помидоры по-корейски, приготовленные ею, сразу записываются гостями в разряд любимых закусок. А фото в соцсетях, запечатлевшие лыжные прогулки, многих вдохновляют.
— Екатерина Ивановна, Вас знают как доброжелательную, лёгкую в общении, успешную женщину. Но Вы ведь родились не с золотой ложкой во рту .
— Да, я появилась на свет в Таловке, в простой семье, где воспитывалось семь детей. Конечно, мы все много трудились. Только разве это повод назвать детство несчастливым? Оно было замечательным, очень насыщенным и интересным.
Улица, на которой мы жили, считалась самой многолюдной: в каждом дворе по пять – семь ребятишек. В тёплое время года мы гуртом играли в вышибалу, догонялки, прятки. Рядом с селом располагался пруд, и так радостно было в нём купаться с друзьями! Зимой заливали водой склоны, потом с визгом и хохотом катались с этих горок.
Кумирами для нас были храбрые защитники, первопроходцы, борцы за свободу. Мы много читали о них и смотрели в клубе патриотические фильмы. Одна из картин, которая мне очень нравилась, называлась, если не ошибаюсь, «За революцию!» Там ещё Владимир Ульянов, узнав о казни своего старшего брата Александра за организацию покушения на царя, говорил убитой горем матери: «Мы пойдём другим путём». Помню, с замиранием сердца я смотрела, как на экране храбрецы идут прямо на солдатские штыки, и думала, что я бы тоже так смогла, тоже бы пошла.
Сейчас, оглядываясь в прошлое с высоты своих лет, я понимаю, что положительные примеры, в том числе и на киноэкранах, учат детей отзывчивости, смелости, справедливости лучше, чем страх быть наказанным за какие-то проступки.
— А вас в семье наказывали, неужели все росли такими идеальными?
— Конечно, за проступки приходилось отвечать. Мы росли не безупречными, разумеется, но зато очень дружными. Нас приучали такими быть во всём. Даже в таком, казалось бы, сугубо женском деле, как готовка. Отец, например, раскатывал тесто на пельмени, а мы начиняли их и защипывали.
Однажды папа решил приструнить брата Сашу за курение. Когда его наказывали, я руки подставляла, чтобы взять на себя часть боли.
В другой раз мне захотелось крепдешиновое платье. Мама же нас сама обшивала. Ситчика накупит, накроит, застрочит – вот и готовы наряды для всех. А крепдешиновое, которое я увидела у сестры, было мечтой. Материя так красиво струилась волнами и подчёркивала достоинства фигуры. Но мама сказала строго: «Вот вырастешь, заработаешь и будешь носить, какое захочется». Я слушала и слушалась. Понимала, что настоящая проблема — не в одежде, а в том, достигнешь ли ты сама, собственным трудом, поставленной цели.
— Ну а с учениками у молодой учительницы сразу отношения сложились? Не проверяли ли Вас ребята на прочность, не подкладывали ли кнопки?
— Кнопки не подкладывали. Но как-то раз захожу в седьмой класс, а один из парней поставил ступ на парту, залез на эту конструкцию и стал распевать дворовые песни. Пока я шла до учительского стола, в голове крутилось: «Как же поступить? Директора звать не буду. Выгонять – не конструктивно, только разгорится конфликт». Села и стала слушать. Он немного побренчал, затем ему надоело, начал слезать. А я говорю: «Что же ты? Продолжай. Нам всем так «понравилось». Мальчишка стушевался и ответил: «Я что, дурак?» Тем дело и завершилось.
Никогда, ни одного ученика я не выгнала из класса. С годами уверенность в том, что если ребёнок откровенно срывает занятие, нужно его «перепрограммировать», заставить задуматься о происходящем, воспитать, только окрепла.
— Но ведь бесследно выкрутасы учеников не проходят. Не приносите ли Вы домой негативные эмоции? Мне приходилось слышать от мужа одной из учительниц такую фразу: «Лучше бы я на уборщице женился! И криков дома не было бы, и на обед время нашлось, а не на твои вечные отчёты».
— Работа у меня, конечно, нервная и ненормированная по времени. Но мне повезло иметь крепкий семейный тыл. Муж, Николай Андреевич, выдерживает (и неоднократно) испытания школьными реформами, разнообразными педагогическими мероприятиями. Сочувствует, поддерживает, не ленится брать на себя часть забот. И сыновья с него пример берут. Стараются мне облегчить домашнюю работу, учитывают все потребности. Стоит только заикнуться, мол, видела рекламу мультиварки или другой какой техники, как на день рождения или 8 марта она уже появляется на нашей кухне.
Когда я отмечала 65-летний юбилей, они подарили мне букет из такого же количества шикарных роз. Не дежурный, лишь бы отметиться. В нём, по размерам чуть ли не больше меня, чувствовались любовь, желание удивить и порадовать. Я тогда даже расплакалась от нахлынувших чувств.
Так что я – мега-круто-счастливая…
Рассказывает ученица
Педагог – психолог Антиповской средней школы Валентина Тимофеева (одна из учениц нашей героини) дополнила профессиональный портрет Екатерины Ивановны:
— 55 лет педагогического стажа (более полувека!), сотни учеников, тысячи проведённых уроков, десятки тысяч проверенных тетрадей! Даже представить трудно! Это картина прекрасного трудового пути Учителя – завуча – директора нашей школы.
Говорят, что с первым криком ребёнка загорается божественный огонь в его душе. И сила этого огня определяет потом всю его жизнь.
— С детства хотела быть учителем, — признаётся Екатерина Ивановна. – Сажала за стол сестёр, подруг, в своём «журнале» ставила оценки.
В школу меня привёл также и пример моего первого учителя. Я смотрела на неё и думала: «Какая же она добрая, красивая; она не такая, как все». Так и укрепилась мечта. Любила уроки биологии, географии, но сердце отдала русскому языку и литературе.
В Антиповку Екатерина Ивановна приехала в далёком 1972 году молодым педагогом. Красивая, умная, она сразу завоевала сердца родителей и учеников. Строгость и требовательность, знание преподаваемых предметов и постоянное самосовершенствование сочетались в ней добротой и отзывчивостью. Самые «трудные» дети любили её за тактичность, отношение к ним как к личностям. К каждому Екатерина Ивановна могла подобрать ключик, подойти по-матерински: поругать и пожалеть.
Скажу честно: я тоже ученица Екатерины Ивановны. С 5 класса была влюблена в уроки русского языка и литературы. И это определило мой дальнейший выбор профессии: учитель русского языка и литературы. Вот так и работаем вместе уже 37-й год.
51 год в Антиповской средней школе. 32 из них в должности директора! Своим личным примером, бескорыстным трудом, безграничной любовью к профессии Екатерина Ивановна ведёт школу правильным курсом.
За свою педагогическую деятельность она удостоена званий «Отличник Народного образования», «Заслуженный Учитель Российской Федерации». Её имя занесено в книгу «Знаменитые люди Поволжья». Она является Почётным жителем Антиповки и Камышинского района. Ведёт активную внешкольную деятельность, являясь председателем Совета ветеранов Антиповского поселения.
В большой семье Екатерины Ивановны по её примеру учителями стали две сестры, одна из которых работает в Антиповской школе. Екатерина Ивановна ведёт активный образ жизни. Она всегда в строю: оптимистка, новатор, помощник, коллега, друг!
Елена Кулыжкина.
Фото из личного архива героини.
Последние новости
Игра «Суд присяжных заседателей» в Волгограде
Студенты погрузились в мир правосудия на специальной игре.
Новые инициативы в Волгограде: улучшение городской инфраструктуры
Городские власти запускают масштабные проекты для повышения качества жизни жителей.
Прощание с Таисией Яковлевной Крайновой
Светлая память о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь образованию и обществу.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку