Учителем прекрасна школа…
Общий педагогический стаж членов династии — более 280 лет Из воспоминаний ветерана педагогического труда Простоквашиной С.М.
Общий педагогический стаж членов династии — более 280 лет
Из воспоминаний ветерана педагогического труда Простоквашиной С.М.
О моих родителях
Выпускной вечер для 40 десятиклассников Заветинской средней школы прошёл 20 июня 1941 года. А 22-го страна узнала, что гитлеровская Германия напала на нашу Родину. И в течение лета все 17 юношей из класса получили повестки. В начале августа получил такую повестку и мой отец, Скрынников Михаил Сергеевич.
Но направили его вначале не на фронт, а в Западную Сибирь. Там он прошёл трёхмесячные курсы топографов-вычислителей, получил звание сержанта и был направлен под Уфу, где формировался артиллерийский полк, в качестве топографа-вычислителя. Здесь Михаил занимался подготовкой солдат. В конце лета 1942 г. полк был отправлен в Подмосковье, а в декабре – в район Сталинграда. Артполк был хорошо оснащён пушками и минометами, красноармейцы обучены. Вошёл он в состав сформированной в ноябре 1942 года 2-й гвардейской армии, командовал которой генерал Р.Я. Малиновский. В декабре в районе ст. Абганерово состоялся первый бой, в котором 1095-й Армейский пушечный артиллерийский полк принимал участие. От Котельникова полк двигался на запад… Летом 1943 года последовали тяжелые бои в наступательной операции на Миус-фронте, штурм Саул-могилы и освобождение Донбасса. В 1944 году – участие в освобождении Крыма и Севастополя, Белорусская наступательная операция, Прибалтика, Кёнигсберг.
Мой отец воевал с декабря 1942 г. по май 1945 г., командовал топовычислительным отделением, не раз ходил в разведку, поскольку хорошо знал немецкий язык. Были, как у всех тогда, и у него дни побед и поражений, были ранения и госпитали. Об этих днях очень редко рассказывал он своим внукам.
Демобилизовавшись в 1946 году, мирную жизнь Михаил связал с учительской деятельностью. Учителей, особенно мужчин, сильно не хватало в разрушенной стране, и он, как и многие уцелевшие фронтовики, пришёл работать в школу.
С предметами определился сразу: история, немецкий язык, который отец знал довольно хорошо, и рисование – для души. Поступил заочно в Ставропольский педагогический институт…
Конец декабря 1942 года. Войска Сталинградского фронта освободили от фашистов калмыцкое село Кегульту. В деревню вернулась молодёжь – девушки 15–20 лет и юноши 13–16 лет, скрывавшиеся в глухих окрестных балках от угона в Германию. Среди них – Кириленко Тая, успевшая до войны закончить два курса Астраханского учительского института. Её старшая сестра Фаина уже работала в начальной школе, брат преподавал до войны биологию и географию. Только-только жизнь начала входить в более или менее нормальное русло, как вдруг новость: приехали из района, в 7 часов вечера в колхозной конторе будет комсомольское собрание. Тая с подружками поспешила туда.
Приехавшие из Кетченер комсомольские работники говорили о положении в стране, о будущей победе. А в конце объявили всеобщую мобилизацию: предложили всем присутствующим написать сейчас же заявление о вступлении в Красную Армию. Девушки немного растерялись. Они, конечно, очень любили свою страну, но как принять такое решение без ведома родителей… Приехавшие торопят, требуют переписать текст, набросанный на листке бумаги… Мальчики 14–16 лет написали, подписали и отправились по домам.
Оставшихся 4-х девчонок держали в конторе, пока они не написали требуемое, почти до четырёх часов утра. Дома Тая объявила встречавшей её матери: «Ухожу добровольно в Армию. Послезавтра с вещами в военкомат…»
Через день вся кегультинская группа на подводах явилась в военкомат. Мальчишки, среди них брат Таи Георгий, получили направления в разные военные училища или на курсы. Три студентки медицинских училищ – подруги Таи – в военный госпиталь. Вызвали и Таю, расспросили о её учёбе. Седой человек в военной форме куда-то вышел. Потом вошёл с листочком и сказал, что ей необходимо явиться в районный отдел народного образования.
Там её принял заведующий роно. Он подробно расспросил о её семье, учёбе. Потом сказал:
– Считайте себя мобилизованной. Через две недели в вашем селе открывается школа, очень нужны учителя. Школы не работали больше года. За оставшиеся 5 месяцев нужно пройти программу целого года. Это и будет Вашей армией.
Так началась более чем сорокалетняя работа в школе Кириленко Таисы Марковны.
К педагогической деятельности она приступила в Кегульте в 1943 году. Потом работала в Элистинской начальной школе № 1.
В 1946 г. на свадьбе друзей Скрынников Михаил и Кириленко Таиса познакомились. Он проводил Таю домой. Общение продолжилось на следующий день, а вскоре они решили пожениться. Свадьба состоялась 21 августа 1946 года. Отметили событие скромно. После свадьбы Тая уволилась из Элистинской начальной школы и переехала в село Торговое Ростовской области к мужу. Она преподавала математику, потом работала в начальных классах. Очень часто супругов переводили из одной школы района в другую: учителей сильно не хватало, а два учителя могли преподавать почти все предметы в сельской семилетке: Михаил вёл математику, немецкий язык, физическую культуру, историю, Таиса – математику, физику, начальные классы…
Михаил окончил Ставропольский педагогический институт, получил диплом учителя истории, и его перевели в Фоминовскую семилетнюю школу (она только открылась) директором. Школа представляла собой несколько дряхлых домиков, перевезённых из соседнего села. В одном из таких домиков, именуемом «квартирой директора», мы жили. Занимались в две смены, отапливались здания углём (печи были в каждом классном помещении), здесь же стояли керосиновые лампы, так как колхозная электростанция работала по часам. Поэтому директору нужно было приходить в школу очень рано – убедиться в том, что печи затопили, воду наносили (технички отправлялись за ней к колодцу за территорией школы), лампы заправили, продукты в пришкольном интернате заготовили… Да и многие дела нуждались в неотложном решении. Приходил с работы отец после уроков – не раньше 8 часов вечера. Были, конечно, и выходные, в воскресенье. В этот день собиралась вся мужская часть педколлектива в помещении школьных мастерских. Приходили и родители учеников. Там ремонтировалась школьная мебель, что-то строилось, паялось… Например, над мастерской этой возник (после нескольких недель работы) школьный ветряк, который давал электричество зданию. Построен он был педагогами школы.
Учителя того времени были необыкновенными людьми. Свободного времени у них не было, на свою семью его просто не хватало. Силами мужской части педагогического коллектива строились и оборудовались школьные мастерские и спортивные площадки, совместно с учениками создавались пришкольные опытные участки, возделывались сады и виноградники.
В полуподвальном помещении одного из школьных домов ученики выращивали цыплят. Птенцов привозили из инкубатора, и шестиклассники, семиклассники ухаживали за ними по графику. Через месяц подросших цыплят куда-то отвозили.
Школьный двор выглядел красиво. В нём, аккуратно расположенные, тянулись аллеи, красовались посаженные плодовые деревья, росли розовые кусты. Неподалеку радовали взгляд пришкольный участок, на котором выращивали овощи, и большой виноградник. Всем руководил учитель биологии. За домиком директора «вырос» спортивный городок с турниками, брусьями, «гигантскими шагами», волейбольной площадкой.
За городком – радиоузел. Радио имело большое значение: других источников своевременного получения информации не было. Только благодаря радио узнавали новости и страны, и района. Были и местные передачи (час-два в неделю их вели активисты – секретарь парторганизации, учителя школы). Такие передачи всегда с нетерпением ждали родители: многие жили в других хуторах и хотели узнавать школьные новости.
Учителя, в основном, были знающими, ответственными. Многие приходили в школы после педагогических училищ или, что реже, по окончании средней школы (в основном – мужчины-фронтовики). И практически все продолжали обучение в учительском или педагогическом институте. Обучение было бесплатным, но в течение месяца летом и двух недель зимой были сессии. Доехать до места учебы (учитывая состояние дорог того времени) было проблематично: автобусы не ходили, личного транспорта не было тогда ни у кого, весной и осенью наступала распутица, зимой возникали снежные заносы. Но учиться никто не бросал, тяга к знаниям была очень сильной.
Детского сада в деревне не было, и мы с братом почти весь день были предоставлены сами себе: гуляли, знакомились со школьниками, а во время уроков играли вдвоём. Потом к нам стали приходить другие дети-дошкольники, и мы играли где-нибудь в уголке школьного спортивного городка. У нашего дома была одна особенность: он был на сваях. Т.е. дом стоял на столбиках, и мы с друзьями часто играли под домом. Мы лазали там свободно, но взрослому человеку это вряд ли удалось бы. Там вечно прятались от жары или дождя кошка, собака, куры… Мы могли зайти в школьное здание, подождать старших друзей, вели себя тихо, поэтому нас не прогоняли. Постепенно мы входили в курс всех школьных дел: знали, кого дома ждёт ремень за двойку или шалость, кто подрался, кто сегодня дежурит по классу… Потихоньку выучили буквы, могли по слогам прочитать подписи к карикатурам и рисункам в школьной стенной газете «За учёбу», познакомились с наглядной агитацией: призывами к трудовым подвигам, цитатами из речей Сталина, впоследствии сменившимися изречениями Хрущёва… Оттуда же мы узнали о подвигах пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны.
Учителей уважали, немного побаивались. Отец преподавал историю и очень любил её. Может быть, потому, что сама его жизнь стала частью истории. С огромным воодушевлением рассказывал он о Троянской войне и походах Суворова, о строительстве египетских пирамид и о Сталинградской битве. Он внимательно изучал историческую литературу, запоминал мельчайшие подробности, а потом так рассказывал об этом своим ученикам, что они чувствовали себя в самой гуще исторических событий, уносились в эпоху легендарных завоеваний Александра Македонского, строили храм Артемиды в Эфесе, шли в Бородинский бой… Один из его бывших учеников в 1984 году признался мне на встрече одноклассников: «Лучшего учителя в моей жизни не было…» С нами, его собственными детьми, он был очень строг и предъявлял высокие требования: «Чтобы вы получили у меня 5, вам нужно отвечать на 6». Вёл он у нас и рисование, и за все 3 года обучения у него я получила единственный раз пятёрку. Посмотреть на этот рисунок сбежалась вся школа. А во время летнего отпуска он часто брал нас по утрам на рыбалку (его любимый вид отдыха). И каждый вечер мы ждали отца с нетерпением: уроки выучены, и, когда он вернётся с работы и поужинает, нас ждёт «полчаса чтения». Книги для чтения вслух выбирал отец. По школьным делам он часто бывал в районе, где обязательно заходил в когиз (так назывались книжные магазины) за новинками. Читали книгу вслух по очереди: отец, мать, я, брат… Доставалось и самой младшей девочке. А когда она ещё не умела читать, просто повторяла за взрослыми пару предложений.
Отец хорошо знал и любил русскую поэзию. Девятиклассником выучил наизусть «Евгения Онегина». Неплохо играл в шахматы, любил сильных противников, считал, что у них можно многому научиться. Обладал огромным даром убеждения, на его лекциях о международном положении в 50–70-е годы не было свободных мест в сельском клубе. Во время избирательных кампаний отец был активным агитатором, большое участие принимал во Всесоюзной переписи населения в 1959 году. Сбывшейся мечтой его стала огромная библиотека, в которой каждая книга была не случайной гостьей… Часть этой уникальной библиотеки живет в нашем доме сегодня. Это книги-реликвии, бережно передающиеся старшим поколением младшему: различные словари и справочники, среди которых удивительный «Энциклопедический словарь» Ф. Павленкова (издание 1907 г.), книги по истории древних и средних веков, «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо (Детгиз, 1955, серия «Библиотека приключений»), которую читал каждый член нашей семьи, едва ему исполнялось 10 лет. Традиции семейного чтения и бережного отношения к книге заложены моим отцом… Трудясь, он никогда не жалел ни сил, ни души; своим детям и ученикам Михаил Сергеевич передал дорогую истину: главное, чтобы от тебя людям польза была.
Он очень любил свою работу, на которой пропадал сутками, был полон оптимизма… У него была очень красивая улыбка, весёлый, заразительный смех… Харизма, как сейчас говорят, вера в людей и в правильность жизни. А быт – наладится.
Таким образом, нас с братом «окружала» школа. Она была и дома, и во дворе. Игры тоже – про школу. Наверное, как говорил В.Ф. Шаталов, сработал эффект «солёного огурца». Дети моих родителей стали тоже учителями: сын Вячеслав преподавал в военном училище, я учила детей физике.
Жизнь моего отца – подвиг. Каждодневный – боевой, трудовой. И дело не только в боевых или трудовых наградах: вся жизнь его – пример для детей, внуков, правнуков, его учеников.
Его ученик 1949–1952 гг. В.Ф. Осичкин в письме делился воспоминаниями: «Михаил Сергеевич привил любовь к геометрии. Он давал кроме домашнего задания ещё дополнительно более сложное задание, и кто это выполнял, естественно, поощрял хорошими оценками… Он обладал даром красноречия, убедительно и внятно доносил знания своим ученикам… привил мне любовь к математике, поэтому математика и в дальнейшем стала моим любимым предметом. Я ему за это очень благодарен … помню, когда он был молод, энергичен, жизнерадостен, когда только начиналась его трудовая биография и семейная жизнь. Когда они с другом купили первые в селе мотоциклы „ИЖ-49”. Они были радостны и счастливы, а мы пацаны, вились вокруг них».
А Елена Бородина написала моей внучке о моём отце следующее: «Я у него не училась, но училась моя старшая сестра. Все ее воспоминания о школе сводились к вашему деду. Она говорила, что это необыкновенный человек и учитель, дал нам знания по истории такие, что никогда ничего не забывали и во всем разбирались».
Вера Николаевна Бутова в 2022 году написала мне о нём: «Это был Учитель с большой буквы! Как нам было интересно на его уроках».
***
Как часто мы, закончившие школу пять, десять, двадцать лет назад, вспоминаем своих учителей — строгих, умных, эрудированных, увлеченных своим делом людей. А дело ведь нелегкое: не только дать своим питомцам знания по учебному предмету, но и научить их быть людьми при всех обстоятельствах, ибо «человеком не рождаются, им становятся».
Продолжаем рассказывать об учительской династии Скрынниковых—Простоквашиных — Гайворонских —Кантомировых. Простоквашина (Скрынникова) Светлана Михайловна родом из большой учительской семьи и выбрала путь педагога не случайно. После окончания средней школы поступила в Калмыцкий государственный университет на физико-математический факультет, а через пять лет впервые переступила порог одной из степных школ в качестве учителя .Но желание работать в родной Волгоградской области было настолько сильным, что молодой педагог тут же получила в Волгоградском областном отделе образования направление в только что построенную Перекопскую среднюю школу Клетского района. Вначале было сложно: учителей-предметников не хватало, поэтому приходилось преподавать разные предметы. Но с каждым годом в школу прибывали молодые педагоги, и Светлана Михайловна могла все свои знания по физике передавать учащимся не только на уроке, но во внеклассной работе . Опытный учитель, владеющий современными знаниями по педагогике, она пользовалась уважением как среди коллег, так и среди родителей и учащихся, поэтому много лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда, она и на заслуженном отдыхе находит работу по душе. Проработав в Перекопской средней школе 33 года, знает историю школы со дня ее строительства не понаслышке, но цель Светланы Михайловны-написать историю становления школы согласно всех архивных данных и данных самих участников.
Неудивительно, что ее дочь Аня с детства мечтала стать учителем. «Я буду школьницей, как мама»,- гордо заявила она директору школы, собираясь в первый класс.
Пролетели и её школьные годы с незабываемым робким и волнительным вступлением в мир литературы под чутким руководством Калмыковой Натальи Николаевны, с первыми поисками в поэтическом творчестве, туристическими походами, организованными Ковалёвым Владимиром Евгеньевичем. Когда пришло время взрослого выбора, колебаний не было. И после пяти лет обучения в Волгоградском педагогическом университете на филологическом факультете Анна Николаевна переступила порог родной Перекопской школы, в которой проработала восемь лет учителем русского языка и литературы. Кроме профессии, в «наследство» ей досталась любовь к литературе, поэзии. Начав писать стихи с 13 лет, она накопила приличный опыт, которым делится со всеми , кто ее окружает. Открытая и доброжелательная , Анна Николаевна была для своих учеников и добрым наставником, и учителем, и подругой, и второй мамой. Она разделила со своими учениками их радости и печали. Вот её стихи:
Мне говорят усталые слова:
«На всех души не хватит, не надейся»,
Но голос всё звучит внутри: «Права!
Докуда в них вливаться можно – лейся.
В кого по капле, а в кого – волной,
Сама поймёшь, кому и сколько надо:
Полоскам рек с чистейшей глубиной
И вечно беспокойным водопадам».
После 8 лет работы в школе учительница русского языка и литературы поступила в аспирантуру Волгоградского педагогического университета, получила степень кандидата наук, и сейчас Анна Николаевна Гайворонская-Кантомирова преподаёт русский язык и литературу в одном из волгоградский колледжей.
Одна из ее дочерей, Ксения, унаследовала от мамы любовь к книгам, поэзии. Ещё в школе она много читала, участвовала в олимпиадах разного уровня и поступила легко в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, который закончила на отлично. Самостоятельно изучила китайский язык и прошла стажировку в Фуньданьском университете города Шанхая. Сейчас работает учителем английского языка в одной из гимназий Санкт-Петербурга.
Гайворонский-Кантомиров Евгений Владимирович, муж Анны Николаевны, как и его родители, тоже являются потомственными учителями
Общий педагогический стаж представителей этой большой трудовой династии –более 280 лет. Каждый из них стал настоящим наставником. Если и был какой-то элемент случайности в выборе профессии у старших представителей династии, то у последующих его не было: они росли в «школьной» обстановке, их окружали хорошие учителя, они читали нужные книги… И постоянно всему учились, работали, не жалея себя. Уверены, что все члены династии оставили какой-то след в душе своих учеников.
Г.Цыннова,
председатель районной организации Общероссийского профсоюза.
Последние новости
Игра «Суд присяжных заседателей» в Волгограде
Студенты погрузились в мир правосудия на специальной игре.
Новые инициативы в Волгограде: улучшение городской инфраструктуры
Городские власти запускают масштабные проекты для повышения качества жизни жителей.
Прощание с Таисией Яковлевной Крайновой
Светлая память о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь образованию и обществу.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку