В Волгограде ушел из жизни главный дирижер музыкального театра
Печальная весть пришла утром: умер заслуженный деятель искусств РСФСР, основатель Волгоградской оперной антрепризы – Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» Вадим Николаевич Венедиктов.
Это был редкой души человек, беззаветно преданный искусству, делу, которому служил. Мы не раз беседовали с ним о его жизни и творчестве, и он каждый раз говорил, что благодарен судьбе за все, чем она его одарила.
– У меня очень интересная, насыщенная множеством приятных моментов жизнь, – рассказывал Вадим Николаевич. – Профессия музыканта позволила мне многое повидать, встретить большое количество интересных людей, общение с которыми было поистине фантастическим.
Он называл себя казанской сиротой, поскольку родом был из столицы Татарстана. С ранних лет любил музыку, поскольку вся семья у него была музыкальная, хотя профессионально музыкой не занимался никто. Мама играла на гитаре, отец очень хорошо пел и даже играл на скрипке, хотя тоже этому не учился. Он всю жизнь работал инженером, строил заводы по Советскому Союзу. А последним его детищем был завод резино-технических изделий в Волжском. Будучи студентом, Вадим Николаевич приезжал туда из Казани к родителям, не ведая того, что судьба в итоге занесет его самого на волгоградскую землю.
Родители со второго класса школы отдали сына учиться игре на фортепиано, что и определило его дальнейшую судьбу. Хотя она не раз делала удивительные зигзаги. После окончания школы Вадим сразу поступил в Казанский авиационный институт на моторный факультет, выдержав конкурс в 10 человек на место… В конце первого курса его и еще девять других парней с института неожиданно вызвали в военкомат и предложили поехать учиться в Ленинград, в высшее военно-морское училище на офицеров-подводников. Вадим быстро переориентировался на это романтическое будущее и уже видел себя морским офицером с кортиком. И поехал с друзьями поступать.
– Я прошел очень строгую, ну просто зверскую медицинскую комиссию, – рассказывал Вадим Николаевич, – и в период экзаменов развлекал весь кубрик игрой на аккордеоне, стал, как говорится, душой и матросов, и офицеров. И вдруг, бац! – крушение всей мечты: у меня неожиданно обнаружили пониженное цветоощущение. Прощай, море, прощай, подводный флот!
– Кубрик провожал меня со слезами на глазах, – продолжал маэстро. – Ребята собрали мне в дорогу кучу денег, и до отхода поезда я целый день гулял по Ленинграду! Домой вернулся, конечно, с побитым самолюбием: моя любимая девушка провожала меня в надежде, что станет женой офицера, и тут вдруг такое… Прихожу в институт, а мне от ворот поворот: летнюю сессию не сдавал, поступай заново! Я думал тогда, что жизнь моя на этом закончилась…
На самом же деле именно в тот момент его настоящая жизнь только намечалась. Судьба вдруг сделала новый неожиданный зигзаг. В это же лето будущий музыкант поступил в Казанский химико-технологический институт на механический факультет, где тоже выдержал большой конкурс. О той поре своей студенческой юности Венедиктов рассказывал с улыбкой:
– Я успешно проучился два с половиной курса. Меня знал, кажется, весь институт. Я стал самым народным артистом всего вуза: и играл, и аккомпанировал певцам на всех вечерах всех факультетов и курсов… Меня на части рвали в самодеятельности. Я еще играл в эстрадном оркестре, руководил которым Георгий Яковлевич Ротт – тот самый, что был концертмейстером у Вертинского за рубежом. Он был оранжировщиком оркестра Олега Лундстрема и потрясающим пианистом Казанской филармонии. Именно его я считаю своим первым педагогом по инструментовке, по оранжировке.
Короче, оставив на третьем курсе институт, Вадим Николаевич пошел в поступать в музыкальное училище – туда, к чему всегда лежала душа. Его поступление в середине учебного года было сродни поступлению знаменитой киногероини Фроси Бурлаковой в консерваторию, когда вступительные экзамены были уже давно позади. Но Венедиктова прослушали и взяли учиться игре на фаготе. После окончания училища он поступил в Казанскую консерваторию.
После ее окончания молодой музыкант попал в только что созданный Натаном Рахлиным симфонический оркестр в качестве фаготиста. Через год этот знаменитый дирижер мирового уровня открыл в консерватории класс оперно-симфонического дирижирования. И Венедиктов снова поступил в консерваторию, но уже в этот класс!
После окончания консерватории Вадим Венедиктов работал в филармоническом оркестре Омска. Потом его пригласили на должность главного дирижера в Марийский музыкальный театр, где он проработал 13 лет. Затем были Кемеровский симфонический оркестр, Куйбышевский театр оперы и балета… А в 1989 году Министерство культуры направило талантливого музыканта в Волгоград. И этот город стал для него родным.
Здесь Вадим Николаевич работал в и в Театре музыкальной комедии, и в симфоническом оркестре, и в оперной антрепризе, которую он же придумал и основал… Параллельно работал приглашенным дирижером Воронежского, Саратовского симфонических оркестров, Самарской оперы, Казанского театра оперы и балета и симфонического оркестра Татарии, много дирижировал за рубежом…
Это был не просто музыкант и дирижер, но еще и замечательный оранжировщик. Вадим Николаевич писал музыку для многих оркестров, выпустил несколько дисков со своими оркестровками.
Весть о его уходе из жизни болью отозвалась в сердцах всех, кто с ним работал и кто знал его по жизни…
Вечная память, маэстро!
Валерий Коновалов. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага.Последние новости
Первенство городского округа Камышина в питомнике ВНИАЛМИ
Соревнование собралось множество участников и зрителей.
Торжественное открытие баннера в Гусёлке в честь героя СВО
Село Гусёлка отдало дань уважения своему земляку, погибшему в зоне специальной военной операции.
Концерт преподавателей и студентов ВГИИК
В программе – произведения известных композиторов.
ЦБ: Экономику России из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис
Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис