Духовная трапеза — Постная Триодь. Великий Понедельник

Дни Страстной Седмицы являются временем, когда Господь идет на вольную страсть и «нам надобно сшествовать Ему размышлением, сочувствием, идти мыслию своею вслед страждущего Господа», — говорит свт.

Дни Страстной Седмицы являются временем, когда Господь идет на вольную страсть и «нам надобно сшествовать Ему размышлением, сочувствием, идти мыслию своею вслед страждущего Господа», — говорит свт. Феофан Затворник. Эти дни позволяют нам прикоснуться к величию тайны Искупления, а помогают нам в этом: отрывки Священного Писания, песнопения и синаксарь Постной Триоди, беседы святых свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина и прп. Ефрема Сирина, посвященные этим дням.

В первые три дня, на службах, поется общий тропарь на 8-й глас «Се Жених грядет в полунощи» и общий эксапостиларий «Чертог Твой».

ТРОПАРЬ на церковно-славянском:

«Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.   / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.»

Перевод на русский:

«Вот, Жених приходит в полночь, / и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, / но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. / Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, / и   заключена вне Царствия, / но воспрянь, взывая: / Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!»

ЭКСАПОСТИЛАРИЙ на церковно-славянском:

«Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, / и одежды не имам, да вниду вонь: / просвети одеяние души моея / Светодавче, и спаси мя.»

Перевод на русский:

«Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, / но одежды не имею, чтобы войти в него. / Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.»

У каждого дня свой кондак: в Великий понедельник поется «Иаков рыдаше» 8-й глас:

«Иаков рыдаше Иосифова лишения, / и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: / египтяныни бо тогда сластем не поработав, / воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, / и Посылающаго венец нетленный.»

Перевод на русский:

«Иаков скорбел о потере Иосифа, / а тот, доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; / ибо не став однажды рабом наслаждений с египтянкой, / он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца / и Дающего венец нетленный.»

Каждый день Страстной седмицы имеет общие песнопения и свои особенные воспоминания, раскрывая в песнопениях перед молящимися людьми события последних дней жизни Иисуса Христа, предлагая образы благочестивой и нечестивой жизни, ведет слушателей за Господом Иисусом к Его Крестной Жертве. Литургическая тема дня возникает на повечериях первых трех дней. Рассмотрим кратко основные темы Великого Понедельника.

Неделя Ваий – повечерие – начало темы дня Великого Понедельника.

Преподобный Андрей Критский  размышляя в своем каноне о смоковнице – размышляет о всем человечестве: «Преходя житейская шествия, Спасе мой, взалкал еси волею, спасения всех желая: сего бо взалкал еси обращения от Тебе удаленных», «взалка человеческого спасения, Хлеб сый жизни, Христос и Бог мой». Далее в трипеснце показывается подвиг служения Христова: «прииде кроткий и молчаливый на страсть, Агнец сый и Пастырь наш Христос». Чтобы нам спастись, и нам необходимо претерпеть страдания: «готови будем на оплевание, на поругания, и на уничежения, яко да пречистыми Его страстьми спрославимся вернии». В этом терпении – суть христианского делания. Указана цель Иисуса Христа — «Иисус за мир тщася пострадати волею, идет со ученики Своими во град Иерусалим к вольной страсти, юже прииде пострадати».

Два образа являет нам служба Великого Понедельника – праведного Иосифа и бесплодной смоковницы. Песнопения службы, сравнивая эти образы, предлагают нам последовать в своем христианском делании за Иосифом, который является «во образ поистине Христов». Иосиф называется целомудренным, «адамантом», и «вся терпит» от людей.

Преподобный Андрей Критский  в первом тропаре первой песни канона указывается цель христианского делания: «Иосифо целомудрие подражаим вернии …поживше добродетелию действительною», чтобы приобрести «плоды дел». Сразу же, во втором тропаре этой песни, преподобный показывает нам пример такого «не действительного жития» на примере смоковницы, которая обладала только видимостью плодов, а в действительности их не имела.

На повечерии звучит кондак Великого понедельника, в нем раскрывается тайна нашего спасения — доблестный Иосиф, не став рабом наслаждений, получил нетленный венец от Видящего человеческие сердца.

На утрени звучит тропарь «Се Жених грядет». Надо отметить, что Господь Иисус Христос неоднократно в Священном Писании именуется Женихом, и прямо (см.: Мф. 9, 15; Ин. 3. 29), и косвенно (см.: Мф. 25, 1, 5–6, 10); Его Царство называется браком (см.: Мф. 25,1–10; Лк. 12, 36; 14, 8; Откр. 19, 7). Мистической невестой Христа является Его Святая Церковь в ее единстве, поэтому Спаситель есть Жених каждой человеческой души, что видно и из слов апостола Павла (см.: Еф. 5, 25). Каждую боголюбивую душу Господь призывает бодрствовать, чтобы обрести ее достойной Царствия Небесного.

Первый седален утрене Великого Понедельника говорит, что «страдания честная настоящий день, якоже светила совершенная возсиявают миру». Иисус Христос спешит спасти человека. Великий Понедельник возвещает миру начало Страстей Господних. Чертог украшен теперь от души человеческой требуется покаяние и смирение.

Прп. Иоанн Дамаскин называет Адама прообразом синагоги, первый человек согрешив сделал себе смоковничное опоясание. «Праотец… листвие смоковное взем препоясася, соборище бо… проображашеся».

В трипеснце на утрени прп. Космы Маюмского нам рассказывается о Христе Иисусе: «Христос тойжде есть Бог и человек» и «послужити Сам приидох…обнищавшему Адаму, положити хотяй Мою душу избавление зань». Также в каноне показываются черты учеников: «мир имейте в себе, и во всех», «иже убо предизящный в вас быти хотяй других, да есть всех последнейший», «скверну всю страстную отринувше, достойный божественнаго царствия разум восприимем благомудроственный».

Стихиры на хвалитех призывают всех верных сопутствовать Господу Иисусу и умертвить себя для житейских наслаждений. Только тогда «услышим вопиюща Его …восхожду ко Отцу Моему… и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное».

В Страстные дни молящиеся, являются свидетелями шествия Иисуса Христа на вольную страсть: «придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуем ему, и сраспнемся, и умертвимся его ради житейским сластем». Господь предупреждает Своих учеников, а вместе с ними и нас: «ныне убо время настоит, еже рекох вам: се бо предаюся рукама грешных поруган быти, иже и кресту мя пригвоздивше, и погребению предавше, омерзена вменят яко мертва. Обаче дерзайте: тридневен бо востану в радость верных, и жизнь вечную».

Прп. Иоанн Дамаскин  в беседе «На изсохшую смоковницу и притчу о винограде» пишет: «Смоковница же знаменует род человеческий. Сладок плод смоковницы, но грубы, бесполезны листья ее, и годны только к сожжению. Такова и природа человеческая: будучи определена Богом к тому, дабы произращать сладчайшие плоды добродетели, она, вместо сих плодов, стала произращать одни грубые листья. Ибо чтo может быть грубее житейских попечений? … К сей-то смоковнице, т. е. природе человеческой, пришел Спаситель алчущий, ища на ней сладчайшего плода, – приятнейшей Богу добродетели, посредством коей совершается наше спасение. Но кроме листьев, – кроме горького греха и произрастающих от него бедствий, Он ничего не нашел на ней. По сей причине Он и сказал ей: «да николиже от тебе плода будет» (Матф. 21, 19). Не от человеков спасение, не от силы человеческой добродетель. Я устрою спасение; даруя воскресение чрез Мои страдания, Я вместе с сим дарую освобождение от печалей жизни». Что и действительно исполнил». А заканчивает он ее такими словами: «Наконец к тебе обращаю слово, возлюбленная невеста Христова! Возлюби достойным образом Того, Кто возлюбил тебя до конца. Отверзи храмину сердца твоего, да вселится в тебе Христос со Отцем и Духом. Исторгни из него все земное, дабы утотовить путь Христу. Отринь тщетную славу, которая есть мать неверия, по слову Христову «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще» (Ин. 5, 44). Изгони из страны сердца твоего всякое мечтание о себе. Все высокоумные нечисты пред Богом «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6). Удали от себя всякое самоуслаждение и самодовольство, дабы покоряться закону Единого Бога: и Он управит тебя в пристанище воли своей. Не вводи другого жениха в чертог сердца твоего: ибо Христос, Жених твой, ревнует по тебе. Он весь есть сладость и желание. Ему одному отверзи сердце твое, и воззови к Нему: сердце мое уязвлено, любовь к Тебе распалила меня, и изменила меня совершенно, Господи! Я побеждена любовию к Тебе; вниди в чертог Твой, я облобызаю следы Твои. Ибо я недостойна того, чтобы сказать Тебе «облобызай меня лобзанием уст Твоих!» (Песн. 1, 1)».

Подготовлено Миссионерским отделом Волгоградской епархии

Последние новости

Игра «Суд присяжных заседателей» в Волгограде

Студенты погрузились в мир правосудия на специальной игре.

Новые инициативы в Волгограде: улучшение городской инфраструктуры

Городские власти запускают масштабные проекты для повышения качества жизни жителей.

Прощание с Таисией Яковлевной Крайновой

Светлая память о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь образованию и обществу.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Лабинске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *