Православный календарь Волгоградской митрополии. Неделя 32 по Пятидесятнице, глас 6
Православный календарь Волгоградской митрополии. Неделя 32 по Пятидесятнице, глас 6 В Понедельник: Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Православный календарь Волгоградской митрополии. Неделя 32 по Пятидесятнице, глас 6
В Понедельник:
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников
вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так,
на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою
руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков,
завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн
засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он
сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день
Крещения Спасителя.
Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился
шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу,
что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого
Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом,
молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь
покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя
мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим
блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным
Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался,
усеченный мечом по приказанию царя Ирода.
Во вторник:
Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).
Прп. Григория, чудотворца Печерского (1093).
рп. Емилиана исп (IX).
Прп. Домники (ок. 474).
Священномученник Исидор Юрьевский был священником Никольской церкви города Юрьева, ревностным
наставником своих пасомых. Претерпел мученическую кончину за Христа в городе Юрьеве в 1472 г. от
латинян. С ним вместе пострадали 72 мученика и дети. Святых мучеников латиняне схватили в праздник
Богоявления, когда священномученик Исидор совершал освящение воды на реке Омовже. После испытания в
вере и отказа православных принять католичество, их потопили в реке. В весенний разлив нетленные тела
святые мучеников были найдены в трех верстах от города, вверх по реке, лежащими на берегу, и с честью
погребены в Никольской церкви в городе Юрьеве.
В Среду:
Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца (1569).
Попразднство Богоявления, Полиевкта (259).
Прор. Самея (X до Р.Х.).
Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV).
Прп. Евстратия чудотворца (821).
Сщмч. Павла пресвитера (1943).
Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и
его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, с сердечной любовью прилепился к
богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. Один раз в церкви, в
воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам,
ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде
простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он
безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и
пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена. Игумена Филиппа
вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него
назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не
вручай малой ладье бремени великого». Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить
Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Но царь не пошел
на это, что послужило ухудшениям отношения к святителю.
21 марта (1568 г.) в крестопоклонную неделю, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении
посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких
черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со
стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой
взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения».
Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя
православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом
твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали
собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу
приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые,
проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и
образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».
8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так
же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери,
вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному
народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и,
одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами
повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на
костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил
многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана
Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и,
земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи»,— и возвратил
пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя,
и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.
Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника
Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и
приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил
благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел».Тогда
Малюта бросился на святителя и задушил его.
В Четверг:
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429)
Прп. Маркиана пресвитера (V).
Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601)
Свт. Григория, еп. Нисского (395).
Попразднство Богоявления.
Святитель Фенофан в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское
Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в
Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. В 1859 г.
хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан
устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время
он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на
Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской
епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его
к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал
письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-
богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет
многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи
и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и
говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в
праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском
соборе Вышенской пустыни.
В Пятницу
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529)
Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456).
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).
Сщмчч. Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919).
Св. Владимира исп., пресвитера (1932).
Преподобный Феодосий Великий родом из Каппадокии. Воспитан родителями в глубоком благочестии. Стремясь к
отшельнической жизни, поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три
волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании
и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством.
Когда церковь уже не вмещала собравшихся иноков, святитель после молитвы, взяв кадило с холодными
углями, пошел по пустыне. На одном месте угли внезапно разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный
и основал первый общежительный монастырь, или Лавру. По его молитве много раз являлось чудо умножения
хлебов, необходимых для питания собравшихся к обители нищих.
В Субботу:
Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235)
Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237).
Прп. Мартиниана Белозерского (1483).
Прп. Пахомия Кенского (XVI).
Мч. Мертия (284-305).
Мч. Петра Авессаломита (309-310).
Прп. Евпраксии Тавенской (393).
Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана
достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем
духовный образ жизни. Она навсегда, отказалась от супружес-кой жизни и за добродетельную жизнь была
назначена диакониссой Римской церкви. При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татиана за
исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225
г.) Согласно древнему рассказу, святую Татиану, после разных истязаний, бросили на арену цирка
(Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко
ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую,
уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом.
В Воскресение:
Прп. Елеазара Анзерского (1656).
Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616).
Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315).
Мч. Петра Анийского (309-310).
Прп. Иакова, еп. Низибийского (350) .
Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов Севрюкиных. По благословению
родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха (+
1628; память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился
резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году, по благословению
игумена, он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и
Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные
чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли
припасы. В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного,
образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келлии были
построены далеко одна от другой. Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных
Богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного
Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон. Царь Михаил Феодорович (1613 — 1645), зная о
подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный предрек ему рождение сына, за что
царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель. Ему
принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в
глубокой старости.
Последние новости
Игра «Суд присяжных заседателей» в Волгограде
Студенты погрузились в мир правосудия на специальной игре.
Новые инициативы в Волгограде: улучшение городской инфраструктуры
Городские власти запускают масштабные проекты для повышения качества жизни жителей.
Прощание с Таисией Яковлевной Крайновой
Светлая память о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь образованию и обществу.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией