Соответствие канонам: сколько ярусов может насчитывать иконостас
В разных храмах совершенно разные иконостасы. Разной ширины, высоты и с разными святыми, если не считать Иисуса и Богородицу.
В разных храмах совершенно разные иконостасы. Разной ширины, высоты и с разными святыми, если не считать Иисуса и Богородицу. Казалось бы, в церкви все очень строго и канонично. Почему же здесь такая свобода – читайте в нашем материале.
Действительно, во всем, что касается иконописи и убранства храмов, нет места полету дизайнерской мысли. Здесь все символично и потому должно соответствовать канонам. Правила оформления иконостасов также регламентированы, но существуют варианты – отсюда и проистекает кажущееся разнообразие.
Напомним, иконостас – это перегородка, отделяющая в храме алтарную часть, где совершается главное таинство – Евхаристии или причастия, когда вино и хлеб преобразуются в кровь и плоть Иисуса. Когда‑то христиане прятались в катакомбах – конечно, там не было никаких перегородок. Затем, когда верующих перестали преследовать, сжигать и бросать на растерзание диким животным, стали появляться просторные церкви. Сюда потянулись и сторонние люди, так что возникла необходимость ограничить доступ к жертвеннику. Однако византийские храмы не отличались высокими иконостасами. Это скорее русская традиция, обусловленная, в том числе, архитектурными особенностями культовых сооружений. Стены деревянных храмов невозможно было расписывать фресками, поэтому образы писали на досках, которые постепенно стали водружать в несколько рядов перед алтарем. Со временем количество ярусов увеличивалось.
– Классическим вариантом является пятиярусный иконостас, – рассказывает протоиерей Сергий Ермаков, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Волгоградской епархии.
Отец Сергий помог «Вечерке» разобраться с иерархией святых и основными составляющими иконостаса.
Итак, в центре первого яруса находятся царские врата (1), которые символизируют вход в рай.
– На самих вратах изображают обычно четырех апостолов-евангелистов или Святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста – они написали тексты литургий, которые мы служим, – рассказывает протоиерей. – Также здесь может быть икона Благовещенья (архангел Гавриил сообщает Марии, что она родит Богомладенца) – оно может быть как с евангелистами, так и отдельно. Справа от царских врат размещается икона Христа Спасителя (2), слева – икона Божьей матери (3).
Затем идут так называемые диаконские двери – южные справа (4) и северные слева.
– Канонически на диаконских дверях размещаются иконы архангелов Михаила и Гавриила, первомученика архидиакона Стефана, архидиакона Романа Сладкопевца или благоразумного разбойника. Это один из двух разбойников, распятых вместе со Христом. Тот самый, который покаялся и услышал слова Спасителя «Сегодня будешь со мною в раю». И вот он изображается так удивительно, что когда дьяконская дверь открывается вовнутрь, возникает ощущение, что благоразумный разбойник входит в алтарь, – обращает внимание на интересную деталь отец Сергий.
После дьяконских дверей (хотя могут располагаться и перед ними, как на представленной фотографии) идут, как правило, иконы особо чтимых (5) или местных святых, поэтому первый ярус иконостаса называют местным. Скажем, в храмах Оптиной пустыни вы наверняка найдете образ Амвросия Оптинского, а в Дивеево – Серафима Саровского. С другой стороны царских врат могут быть иконы святых или событий, в честь которых освящен храм. Например, в Троицком будет изображение Святой Троицы, в Рождественском – Богородица с младенцем и так далее. Чем шире иконостас, тем больше икон уместится в каждом ряду.
– Второй ярус иконостаса – праздничный (6), – продолжает отец Сергий. – Здесь отражены двунадесятые праздники. Двунадесятые – значит два на десять, то есть двенадцать по‑церковнославянски. Это двенадцать важнейших событий земной жизни Христа и Богородицы. В том числе Рождество, Крещение, Вознесение, Благовещение и другие. Не обязательно умещать в ряду 12 икон, их может быть и восемь, и шесть – в зависимости от ширины иконостаса.
Если второй ряд наиболее невысокий, то третий – самый внушительный по высоте. Это так называемый деисисный чин. «Деисис» (или деисус) переводится как «моление». И смысл этого ряда заключается как раз в молитвенном предстательстве за людей перед грозным судьей. В центре – сам Спаситель (7), по правую руку от него Богородица (8), слева – Иоанн Креститель (9).
– Иконы в третьем ряду, как правило, ростовые, они больше праздничных раза в два-три, – уточняет отец Сергий Ермаков. – Далее идут архангелы, апостолы, святые.
Четвертый ряд называют пророческим. В его центре располагается икона Богородицы Знамение (10) – это один из первых богородичных образов. На груди у Марии расположен щит или сфера с изображением Богомладенца.
– По бокам изображаются пророки – как правило, с хартиями и пророчествами о явлении Христа в мир. Пророков много, и опять же их количество в иконостасе зависит от размеров храма, – говорит отец Сергий. – Пятый ряд – праотеческий. По центру изображается Троица, а по сторонам Ной, Адам, Авраам и другие праотцы. Над троицей возвышается крест. Таким образом, в иконостасе сверху вниз отображается каноническая хронология от возвещения явления Христа пророками до воплощения и распятия.
Бывает и шестой ряд – Голгофа. Однако большая часть волгоградских иконостасов насчитывают до трех ярусов.
Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.
Последние новости
Спасение жизни в Волгограде: пенсионера эвакуировали с острова Сарпинского
Слаженные действия экстренных служб позволили избежать трагедии.
Обучение государственных служащих в России
Семинар для повышения квалификации государственных гражданских служащих.
Гуманитарная миссия в Ростове-на-Дону завершена
Волонтеры оказали помощь жителям новых регионов России.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку