Сотрудница епархии рассказала о нюансах благотворительности в Волгограде

Пользователи соцсетей за считанные дни собирают миллионы рублей на лечение детей.

Пользователи соцсетей за считанные дни собирают миллионы рублей на лечение детей. Пожертвования превращаются в автоплатежи. В волонтеры массово записываются студенты и пенсионеры. Что происходит с обществом, кому особенно нужна помощь и как определить свою меру участия в жизни постороннего человека? Об этом мы беседуем с Марией Смирновой, сотрудником молодежного отдела волгоградской епархии, основателем добровольческого объединения «Лепта».

Байкер, офтальмолог и технарь

Байкер, офтальмолог и технарь

Скажите, с чего началась ваша «Лепта»? В какой момент вы решили, что должны помогать другим?

– Честно признаться, хроникер из меня никудышный. Я не помню точных дат, я помню лица и события, которые как‑то связаны с началом этой истории. Еще до появления организации я внимательно следила и восторгалась добровольцами, участвовала в волонтерском движении группы литклуба «Колос», в работе студии-мастерской «Конкордия», объединившей неравнодушных людей. Но все время был поиск своего опыта.

Не помню, к какому периоду времени отнести знакомство с Андреем Маламаном. Но я бы сказала, это была Встреча. Встреча, когда Бог открывает нам людей в рутинной повседневности, Он вдруг высветляет то, что любит Сам, и мы просто не можем пройти мимо.

Однажды малым составом мы попали в хоспис, с гитарой и скрипкой. Ярмарка дала возможность прийти не только с пением, но и с приношением. Какие‑то нужды хосписа можно было удовлетворить. На ярмарке нам посчастливилось обрести название нашему делу. Разбирая мелочь в кружке от пожертвований, я заметила необычную монетку. Это было 10 лепт. Для меня этот пазл сразу сложился. Концептуально: то, что ты отдаешь от сердца людям, это и есть та евангельская лепта, которую может дать каждый.

Вы работаете в молодежном отделе епархии, но волонтеры у вас довольно разновозрастные. Кто составляет костяк объединения и чем занимаются эти люди по жизни?

– Мое убеждение: занятие добровольчеством  – для тех, кто созрел. Выгорание как вечный спутник добровольчества как раз обусловлено личностной незрелостью. Я бы разделила наше общество на две части: пассивная и активная. Те, кто участвует всегда или часто, и те, кто принимает участие по мере возможностей. Таковых около двадцати.

Хочется сказать о каждом лептовце: Светлана Полозова  – выпускница техуниверситета, пожалуй, самый юный участник нашего общества. Все остальные чуть постарше, а патриарх нашего общества  – свободный художник, проповедник, христианский учитель, байкер  – уже упомянутый Андрей Николаевич Маламан. Елена Ворфоломеева  – окончила православный университет. Саша Колмогоров  – таксист, резчик по дереву, Ваня Жаркин  – офтальмолог, преподаватель ВолГМУ. Все так или иначе в «Лепте» объединены главным  – верой во Христа. Но есть люди, которые пока еще приближаются к вере, и никаких препятствий для участия нет  – мы открыты всем.

Смерть встречают по ‑ разному

Какое из направлений лично для вас самое главное, почему?

– Когда начинаешь заниматься добровольчеством, то автономия уже невозможна. Вот здесь я доброволец, а здесь пройду мимо  – так не получается.

У нас достаточно ограниченный список мест, которые мы стараемся посетить: хоспис, интернат для престарелых и инвалидов, Центр временного содержания для несовершеннолетних в Городище. Также на протяжении нескольких лет помогаем одной многодетной семье. Стараемся не проходить мимо нужд самих участников объединения.

Опыт экзистенции  – опыт настоящего бытия  – он может переживаться везде. Хоспис, конечно, одно из тяжелых мест для посещения. Но это опыт смерти и умирания, а смерть реальна, как бы ни пытались затуманить эту тему. Смерть у каждого разная: кто‑то сосредотачивается на краткости жизни, и это больно, кто‑то живет сознанием благодарности за отмеренный срок. Некоторые пациенты учат, как не сломаться перед этим базовым страхом всего человечества  – конечности бытия. Кому‑то мы  говорим о том, что смерти нет как таковой, потому что Христос победил смерть.

Научиться любить

В информации о себе в одной из соцсетей вы указали, что стремитесь научиться любить людей. Получается? И что значит  – любить?

– Думаю, это цель жизни любого человека. А иначе жить бессмысленно. Смотря как любить  – для меня важно любить человека деятельно, внутренне и внешне быть с ним, здесь и сейчас, в горе и в радости.

Если в автобусе на вас валится нетрезвый, потный человек  – как его любить? Да и вообще бывают люди, которые неприятны на каком ‑ то подсознательном уровне. Как с этим бороться?

– В местах нашего посещения не всегда пахнет хорошо, это не просто запах казенных учреждений, запах хлорки и манной каши, это запах тел, это запах человеческих эмоций. Я отключаюсь, как и все мы от этого, мы пришли к людям, к их душам  – это главное. Знаете, был такой светлый человек, отец Павел Груздев, он молился за никому не нужных, брошенных людей, тех, у кого не было рядом родной души. Это вот и есть мера христианской любви.

Скажите, а если помогать человеку без любви, просто из чувства долга (христианского ли или какого ‑ то другого)   – это угодно Богу?

– В наших частых беседах мы как‑то затронули тему долга. Человека не делают человеком только его желания, пожелания, прихоти и интересы. Где‑то наступает грань преодоления себя, а может, именно здесь он и является человеком, тем Настоящим. Это риторический вопрос. На мой взгляд, долг  – форма усилия над собой. Долг не что‑то идущее извне. По долгу я человек, и человеческое во мне вынужденно, это возвышение над оскотиниванием, вся духовная жизнь по долгу призывает нас быть выше, чем мы есть, тянет к идеальному Человеку, соизмеряет с должным. Долг быть человеком и христианином никакого насилия в себе не несет, скорее, спасает нас… Если хотите, то жертва Христа  – это тоже некий долг, ответственность, взятая Богом на себя за творение во имя спасения его же. Милость Божья без границ, и не объять ее…

Эффект «воровства времени»

Сегодня стали нормой сборы денег на лечение детей. Мы переживаем какой ‑ то новый этап развития социума? Люди стали милосерднее?

– Мне кажется, это очень хороший знак. Это определенный уровень сознания общества, которое переключилось с удовлетворения своих потребностей на проблемы нуждающихся. Я напрямую не занималась исследованием милосердия на современном этапе, но по социальной активности как просто инициативных групп, так и крупных организаций можно сказать, что уровень сострадания повысился.

Как определить свою меру? Сколько добра и в какой форме я могу дарить людям?

– Я бы хотела привести слова святой Марии (Скобцовой): «На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме». Пожалуй, эта мысль пронзает каждого человека, который начинает свой путь к Истине.

Но с другой стороны, добровольчество  – это не работа. Если ты не успеваешь сделать своих дел, отдать время своим детям, семье, то возникает эффект воровства времени. Мы ходим тогда, когда может большинство, два раза в месяц, по субботам, с 10.00 до 13.00, это лепта каждого участника. И мера эта должна соизмеряться каждым человеком, сколько он может по совести отдать этому делу.

Исходя из вашего опыта  – кто больше всего нуждается в помощи? И в помощи какого рода?

– Сложно ответить однозначно. В самом начале мы пытались заниматься сбором средств на финансовое вспомоществование учреждениям, потом поняли  – не наш формат. Тем более что есть хороший отклик от крупных организаций, которые могут помочь серьезно.

Бывает, что психологическая помощь куда важнее финансовой. У моего любимого писателя Николая Лескова есть сказка «Час воли Божьей». Герой находит ответы на несколько очень важных вопросов о том, какой час важнее всего, какой человек нужнее всех и какое дело дороже всех. Ответы как просты, так и премудры. Час, который важнее всего, это нынешний, поскольку именно в этом времени властен человек. Не менее интересен ответ на второй вопрос, о человеке. Это тот человек, с которым ты сейчас, поскольку его благорасположение зависит от тебя, твоих слов и действий. И логическим будет третий ответ о деле. Это добро, говорит ответчик, которое ты этому человеку сможешь сделать.

Юлия Казанджан.  Фото предоставлено Марией Смирновой

Последние новости

Спасение жизни в Волгограде: пенсионера эвакуировали с острова Сарпинского

Слаженные действия экстренных служб позволили избежать трагедии.

Обучение государственных служащих в России

Семинар для повышения квалификации государственных гражданских служащих.

Гуманитарная миссия в Ростове-на-Дону завершена

Волонтеры оказали помощь жителям новых регионов России.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Апатитах с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *