Как открыть бизнес по франшизе?
Перспективы расширения собственного дела, финансовая независимость и возможность проявить управленческие таланты делают открытие собственного бизнеса всё более привлекательным. Вместо того чтобы начинать с нуля создание и продвижение своего собственного бренда, можно воспользоваться уже существующей франшизой, что будет не только проще, но и дешевле. Таким образом, готовый бизнес по франшизе может быть идеальным выбором для начинающих предпринимателей.
Суть франшизы заключается в передаче прав пользования брендом. Однако, покупатель франшизы, или франчайзи, получает не только право использовать известный бренд, но и технологии, производственные принципы, бизнес-план, контакты с поставщиками и помощь в маркетинге. Франчайзеры, или продавцы франшизы, также берут на себя все труды по продвижению и рекламе.
Суть франчайзинга заключается в том, что крупные, известные компании дают возможность частным предпринимателям использовать уже разрекламированный бренд и обеспечивают им поддержку за определенную плату.
Стоит отметить, что готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов для начинающих предпринимателей. Согласно статистике, более 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать десять и более лет, тогда как свыше 85% самостоятельных, неопытных предпринимателей не выживают на протяжении первых десяти лет существования. https://cyberleninka.ru/
Заметки на полях
Введение франчайзинга в бизнес практику было довольно давно. Ведь еще в 1851 году Исаак Зингер и корпорация General Motors использовали эту возможность для развития своего бизнеса. Что же такое франчайзинг? Это схема бизнеса, в которой владелец фирмы (франчайзер) предоставляет право другим фирмам (франчайзи) использовать свой бренд, товары и процессы производства.
Одним из первых воспользовался схемой франчайзинга Исаак Зингер. В 1851 году он начал продавать партнерам право на использование своего бренда в качестве дилеров. Так, он успешно расширил географию продаж и увеличил объемы производства.
Корпорация General Motors тоже применила эту модель в своем бизнесе. Они передали исключительные права по сбыту своей продукции дилерской фирме. Это дало возможность не только увеличить продажи, но и освободиться от непроизводительных задач, связанных с реализацией товаров.
Сегодня франчайзинг – широко распространенная практика в мира бизнеса. Она позволяет компаниям масштабировать бизнес, привлекать новых клиентов и дилеров, расширять географию продаж.
Взаимодействие с франчайзером: постановка задачи
После того, как франчайзи открывает свое предприятие, он начинает сотрудничать с франчайзером. Это сотрудничество не ограничивается только регулярными выплатами роялти. Компания-продавец активно участвует в жизни и развитии нового предприятия, организовывая маркетинговую поддержку и при необходимости обучение нового персонала, а также занимаясь разработкой акций, стимулирующих продажи, таких как распродажи и специальные предложения. Франчайзер также предоставляет консультации байеров для закупок именно тех товаров, которые будут пользоваться спросом в розничных точках. Не менее важно то, что франчайзи всегда может рассчитывать на регулярное сотрудничество с франчайзером в области закупок и доставки товара.
Окупаемость франшизы
Основными факторами, определяющими окупаемость франшизы, являются многие факторы, включая срок окупаемости, который в общем случае меньше, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. По данным экономистов, в среднем срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. При этом прибыль предприятия, работающего по франшизе, стабильнее, поскольку франчайзи в некоторой мере застрахован от тех сложностей, которые ожидают каждого начинающего бизнесмена.
Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Прежде чем инвестировать деньги в открытие бизнеса по франшизе, необходимо тщательно изучить все преимущества и недостатки этой схемы.
Плюсы:
- Простота системы делает готовый бизнес по франшизе идеальным выбором для тех, кто не имеет опыта в предпринимательской деятельности. Все схемы уже разработаны и исправлены профессионалами. Поэтому бизнес-франчайзее не нужно извлекать уроки из своих ошибок.
- Известный бренд. В развитие торговой марки вкладываются огромные деньги. Однако открытие бизнеса по франшизе предполагает использование уже узнаваемого имени, завоевавшего доверие покупателей.
- Поддержка бизнеса. Франчайзи могут рассчитывать на помощь франчайзера, который предоставит полную информацию по управлению делом, организации поставок, обслуживанию, продвижению, сбыту и не только.
- Преимущества при кредитовании. Представителю известной марки гораздо проще получить кредит, чем индивидуальному предпринимателю. Кроме того, владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.
Минусы:
- Зависимость от франчайзера. У бизнесменов-франчайзи меньше свободы выбора, поскольку курс развития определяется владельцем бренда. От его успеха зависит и успех франчайзи. В то же время, в период устойчивого финансового подъема бизнесмен-франчайзи тоже получает преимущества.
- Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен учитывать два вида выплат. Во-первых, при подписании договора франчайзинга он обязан внести вступительный паушальный взнос. Это единовременная плата за право на интеллектуальную собственность компании-продавца. Величина паушального взноса напрямую зависит от узнаваемости бренда и объема передаваемой информации. Обычно он составляет около 10% от общих инвестиций. Кроме того, после подписания договора франчайзи каждый месяц должен выплачивать роялти. Это могут быть проценты от выручки или фиксированные суммы. Как правило, эти регулярные выплаты составляют около 6-7% от оборота компании-франчайзера. Некоторые франчайзеры делают новым партнерам скидки на первое время работы. В эти регулярные выплаты могут быть включены и маркетинговые взносы за рекламную кампанию.
- Обязательства: У нового партнера есть обязательства перед франчайзером, а именно, он должен точно следовать условиям предоставления бренда. В прошлом случались закрытия франчайзинговых предприятий из-за того, что франчайзи не смогли обеспечить должный уровень сервиса.
Согласно информации, опубликованной Международной ассоциация франчайзинга, на настоящий момент в мире зарегистрированы более 16,5 тысяч франчайзеров и свыше 1,2 миллиона франчайзи. Интересно отметить, что некоторые крупные компании имеют более 1000 партнеров-франчайзи, что свидетельствует о популярности данной бизнес-модели. Дополнительную информацию о франчайзинге и его преимуществах можно найти на портале rusfranch.ru.
Начинаем делать бизнес по франшизе: с чего начать?
Одним из самых важных шагов во время выбора бизнеса по франшизе является определение области деятельности. Эксперты в этой области настоятельно рекомендуют выбирать нишу, где у вас есть знания и интересы, особенно если вы начинаете свое первое предприятие. Например, если вы никогда не работали с компьютерами, не стоит выбирать франшизу в магазине компьютерной техники. Если вы следите за трендами моды, выбирайте франшизы в области одежды и аксессуаров. Если вы заинтересованы в экономике, выберите франшизы кредитных организаций, чтобы использовать свои знания.
Кроме того, если речь идет о бизнесе по франшизе, обязательно следует учитывать финансовые возможности. Все франшизы имеют разную стоимость, и некоторые из них требуют большого финансового вложения. Например, франшизы ресторанов, отелей, гипермаркетов и фитнес-центров являются самыми дорогими, в то время как розничные магазины могут быть заметно дешевле. Перед тем, как выбрать конкретное направление, обязательно оцените свои финансовые возможности и возможный доход от бизнеса.
Один из возможных способов приобретения бизнеса по франшизе - использование личных сбережений. Однако, не у каждого есть достаточно средств для внесения первоначального взноса. Именно поэтому многие предприниматели заявляются в банки за кредитом. Но есть и другие возможности. Например, в качестве инвестора может выступить компания, продавшая франшизу. Все же, этот способ подойдет только для тех, кто уже работает в компании и такой вариант взаимодействия между компанией и сотрудниками является распространенным. Работник может быть назначен директором филиала и иметь возможность в дальнейшем стать владельцем франшизы.
Если данный вариант не является подходящим, можно рассмотреть другие опции для получения инвестиций. Простое приобретение франшизы и сама известность бренда уже делают шансы на успех довольно высокими: люди гораздо склоннее инвестировать в известные бренды, чем в стартапы, где никому не известен уровень риска.
Как выбрать выгодную франшизу
В настоящее время на рынке существует множество компаний, специализирующихся на продаже франшиз. Если вы собираетесь купить франшизу, то в первую очередь стоит обратиться к самому франчайзеру, нежели к посреднику. Однако не все предложения могут быть квалифицированы как выгодные.
Поэтому важно знать, как определить, что сотрудничество с франчайзером будет приносить доход партнеру. Следующие признаки помогут вам в этом:
-
Широкая сеть успешных предприятий. Если по выбранной вами франшизе работает множество точек и все они процветают, значит, у компании есть будущее.
-
Срок работы. Компания-франчайзер должна быть не новичком, а давно окупившимся предприятием, иначе есть риск связаться с компанией, которая терпит крах и продает франшизы для того, чтобы покрыть свои расходы.
-
Поддержка франчайзи. Важно узнать, какую именно помощь компания готова оказывать покупателю франшизы, и не доверять словам – все меры поддержки должны быть зафиксированы в договоре.
-
Бизнес-план. Серьезные компании предлагают своим франчайзи разработку бизнес-плана и оценку эффективности проекта, а компании-однодневки лишь упирают на предполагаемую выгоду, не предоставляя никаких цифр.
Однако даже самая успешная франшиза не гарантирует, что дела пойдут хорошо – покупатель и сам должен приложить некоторые усилия. Именно поэтому перед покупкой франшизы важно изучить рынок, на котором вы собираетесь работать. Проанализируйте спрос на выбранные вами товары и услуги, количество конкурентов, их расценки и уровень сервиса.
Какие следующие шаги необходимо сделать при выборе франшизы?
Когда риски и выгоды были рассмотрены и выбрана подходящая франшиза, есть еще несколько этапов, которые необходимо пройти, прежде чем открыть свое дело.
Актуализация бизнес-плана: что нужно знать франчайзи
Франчайзеры, которые стремятся к долгосрочному и успешному сотрудничеству, предоставляют своим франчайзи бизнес-планы. В них содержится полный прогноз продаж и прибыли, а также детальное описание затрат на организацию сбыта товаров и накладных расходов, а также смету требуемых капиталовложений.
Однако, бизнес-планы стандартные и не всегда учитывают местные условия и специфику региона. Поэтому, франчайзи должны провести актуализацию бизнес-плана, чтобы он лучше соответствовал определенной точке или городу.
Перед арендой и ремонтом помещения необходимо установить требования франчайзера к выбору торговой точки, такие как площадь, расположение и дизайн помещения, а также состав персонала и другие детали. Некоторые компании-франчайзеры могут помочь в выборе помещения и в переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Более серьезные компании могут организовать обучение персонала, предложить услуги мерчендайзеров и даже организовать торжественное открытие точки.
Фото: freepik.com