Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?

Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?

Согласно последним изменениям в законе, некоторые типы транспортных средств должны быть оснащены тахографами для контроля. Нарушение этого требования влечет за собой наложение штрафов на владельцев автомобилей. Реакция водителей и владельцев автомобилей на это новшество была разнообразной; многие не одобрили его, считая это лишней головной болью и способом извлечения дополнительной прибыли.

В этой статье мы рассмотрим все детали в хронологическом порядке: почему и когда требуется устанавливать тахограф, как он работает, какие есть преимущества и недостатки, и сколько стоит установка и использование этого прибора.

Тахограф

Зачем устанавливают тахограф на автомобили и как он работает?

Тахограф – это контрольный прибор, который устанавливают на борту автомобиля, чтобы регистрировать основные параметры движения транспортного средства. Он автоматически записывает информацию о скорости движения, пути, затраченном времени на работу и отдых водителя, а также другие параметры.

Для отслеживания этих показателей используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает даже при выключенном двигателе, автоматически записывает данные в память и хранит их определенное время.

Тахографы могут быть как аналоговыми (дисковыми), так и цифровыми. Аналоговые устройства считаются устаревшими, так как они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. Ныне все автомобили и автобусы, выпускаемые сегодня, оснащаются цифровыми приборами.

Кто обязан устанавливать тахограф на свои транспортные средства? Какие виды ТС подлежат обязательной установке контролирующего устройства?

Согласно Приказам Минтранса РФ №36, №273 и №348, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые в сфере пассажирских и грузоперевозок. К ним относятся ТС следующих категорий: М 2 и М 3 - автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до 5 тонн и от 5 тонн соответственно; N 2 и N 3 - грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5-12 тонн и более 12 тонн соответственно.

Устройства должны соответствовать нормам безопасности колесных средств и требованиям территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР.

Контрольным устройством должны пользоваться индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Картой водителя устройство обладает ограниченный срок действия, который можно продлить. Водитель не может использовать устройство без карты или с чужим чипом. Одним из главных преимуществ тахографа является то, что данные в памяти устройства защищены от редактирования и доступ имеют только лица, заинтересованные в мониторинге, такие как владелец автомобиля, водитель и контролеры, осуществляющие проверку.

Интересным фактом является то, что хотя установка тахографа на личный транспорт по закону не обязательна, иногда его используют и частные автовладельцы.

Перед тем, как определяться с необходимостью установки тахографа, следует рассмотреть его функции и выявить, с какими задачами этот прибор справляется лучше всех.

Несомненный плюс тахографа — возможность отслеживать местоположение автомобиля в режиме реального времени с помощью модуля GPS/ГЛОНАСС. За счет этого диспетчер может следить за перемещением транспорта и устранять простои машины, несанкционированные рейсы и другие нарушения. Кроме того, тахограф позволяет контролировать скорость и соблюдение ПДД: при нарушении скоростного режима это обязательно будет зафиксировано, а точность измерения скорости довольно высока. В случае аварии тахограф позволяет подтвердить, что водитель был прав. Также устройство записывает данные о работе автомобиля в центральной памяти в течение года и на карте водителя — 28 дней.

Тахограф обладает еще одной не менее важной функцией — возможностью обработки данных о маршруте. С помощью компьютерных программ можно расшифровать и проанализировать информацию, записанную в памяти устройства. Контроль режима труда и отдыха водителя тоже является обязательным и может быть осуществлен благодаря тахографу, который отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов. Кроме того, прибор информирует водителя о том, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха.

Установка тахографа актуальна для владельцев коммерческих компаний, занимающихся перевозками. Такой контроль помогает увеличивать производительность труда, предотвращать несанкционированные действия со стороны водителей, а следовательно, повышать эффективность бизнеса.

Тем не менее, нужно помнить о минусах тахографа. Это в первую очередь его цена, так как покупка и установка тахографа требуют немалых затрат. Еще одним минусом является ограниченный срок службы СКЗИ: модуль необходимо менять каждые три года. Между тем при соблюдении правил установки и эксплуатации данный прибор может быть беспрецедентно полезным для контроля скорости, труда и отдыха водителей.

Владельцы транспорта несут ответственность за оснащение своих транспортных средств тахографом. В связи с этим задаются вопросы по стоимости установки устройства и его комплектующих. Общая сумма установки тахографа зависит от стоимости самого прибора и цены работ по его монтажу и настройке.

Цена тахографа зависит от его марки и комплектации, включая наличие модема GPRS. В среднем, цены на приборы начинаются от 30 000 рублей. Стоимость работ по установке тахографа также зависит от комплекса выполняемых мероприятий и ценовой политики компании-исполнителя. Как правило, установка новых тахографов включает такие основные этапы, как активация модуля СКЗИ, подключение устройства к бортовой электросети автомобиля, настройка (или калибровка) и тестирование. Комплекс таких работ обойдется около 6 000-7 000 рублей. Если требуется замена датчика скорости и спидометра, стоимость услуг может вырасти до 13 000 рублей. Итого, цена на установку тахографа с учетом услуг по монтажу составляет от 35 000 до 45 000 рублей.

Также, согласно приказу №36 Минтранса, каждые три года необходимо производить поверку (повторную калибровку) тахографа. Поверка оценивается в 2000 рублей. Все расходы на обслуживание тахографа также включают замену блока СКЗИ, которая должна осуществляться один раз в три года.

Тахограф является полезным устройством для контроля над работой водителей и обеспечения безопасности на дорогах. Применение этого прибора оправдано, если учитывать его ценные функции, несмотря на дополнительные расходы на установку и обслуживание.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *